В cреду в Таганском суде Москвы начались прения сторон по делу директора Общественного центра им. Сахарова Юрия Самодурова, его сотрудницы Людмилы Василовской и художника Анны Михальчук. Все они обвиняются в разжигании религиозной вражды по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Основанием для расследования и судебного разбирательства послужило оскорбительное, по мнению православных верующих, содержание выставки «Осторожно, религия!», проходившей в музее в январе 2003 года.
В среду прокурор потребовала приговорить директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова к трем годам лишения свободы в колонии-поселении, сотрудницу музея Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук к двум годам лишения свободы.
Правда, последнюю прокурор предложила освободить от отбывания наказания за истечением срока давности преступления.
Позиция прокурора осталась неизменна. Художники и кураторы выставки, согласно версии обвинения, изначально ставили задачу возбудить ненависть и вражду (правда, к кому – представители обвинения не уточнили), их «действия носили оскорбительный и провокационный характер», и они должны были «предвидеть реакцию зрителей». Кроме того, настаивает прокурор, провокация художников была публичной, «о чем свидетельствует то, что вход на выставку был свободный и бесплатный, а также не ограничен никаким цензом».
Прокурор уточнила, что опальную выставку нельзя рассматривать в качестве критики «в адрес религии» или как «атеистический взгляд» на вещи, и попросила суд уничтожить все доказательства по делу, коими являются экспонаты выставки, а также лишить обвиняемых права занимать административные должности.
Затем в заседании был объявлен перерыв, после которого слово будет предоставлено защите.
Позиция защиты однозначна: подсудимые не признают своей вины и выражают недоумение ситуацией, в которой искусство оценивается не в контексте своей художественной ценности, а с точки зрения уголовного кодекса. Искусство, заявляли они, основано на интерпретации и на создании образов, а выставочный зал — не церковь.
Как уже писала «Газета.Ru», выставка «Осторожно, религия!» проходила в центре имени Сахарова с 14 по 18 января 2003 года. Свои работы представляли 40 художников из России, Кубы, США, Японии, Грузии и Армении, в том числе мастера эпатажа Александр Косолапов, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро и Авдей Тер-Оганьян. Среди экспонатов была репродукция «Тайной вечери» с зеркалом вместо головы Христа (любой посетитель выставки мог представить себя в роли Спасителя), икона во весь рост с прорезью на месте лика (туда желающие могли вставить свое лицо). В числе прочего были представлены заповеди с номерами выше десятого, обнаженная женщина на кресте и Иисус Христос на рекламе «Кока-колы» с надписью «This is my blood» («Это – моя кровь»). Художники-концептуалисты предусмотрительно объяснили идею экспозиции: «Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак «Внимание, опасность!» – когда дело касается религиозного фундаментализма, сращения религии с государством, мракобесия».
Через четыре дня после открытия православные верующие разгромили выставку, а особо непонравившиеся экспонаты залили краской. Шестерых погромщиков задержали милиционеры, а прокуратура предъявила им обвинение в хулиганстве.
Однако летом 2003 года Замоскворецкий суд прекратил дело, не найдя в действиях погромщиков вменявшегося им хулиганства. Зато в феврале 2004 года Мосгорпрокуратура возбудила дело о разжигании религиозной розни против организаторов выставки.
Процесс против Самодурова, Василовской и Михальчук начался в середине июня 2004 года. Защита сочла доводы обвинения неконкретными, после чего судья вынесла постановление о возврате дела в прокуратуру. Вскоре дело вернулось в суд, хотя защита с самого начала была уверена в том, что состава преступления вообще нет. Но гособвинитель опротестовала это решение, вернула дело в Таганский суд, и в начале ноября слушания возобновились.
«Газета.Ru» следит за процессом над сотрудниками музея Сахарова.