Во вторник стало известно, что на прошлой неделе Бостандыкский районный суд города Алма-Аты вручил казахской сотовой компании «КаР-Тел» «распоряжение об оплате» долга в $5,5 млрд (или около 7,55 квадриллионов турецких лир) турецкой казне. В пресс-релизе компании «Вымпелком» — владельца «КаР-Тел» сказано, что распоряжение «предположительно выдано Фондом страхования сберегательных вкладов Турции» еще 7 октября 2004 года. Фонд является государственным.
Представители «КаР-Тел» утверждают, что в распоряжении «не содержится никакой информации относительно характера или оснований для заявленного долга». Там лишь сказано, что срок его оплаты истекает 6 мая 2005 года.
Константин Марков, генеральный директор «КаР-Тела», заявил «Газете.Ru»: «Нам не понятны ни характер, ни основания такого распоряжения, так как мы считаем, что «КаР-Тел» не имеет никаких обязательств перед правительством Турции. Мы полагаем, что данное распоряжение фонда абсолютно необоснованно, и намерены активно защищать наши права».
По его словам, в понедельник компания передала ходатайства с возражениями к этому распоряжению в турецкий суд через консульство Турции и министерство юстиции Казахстана для его направления в министерство юстиции Турции.
Упомянутые $5,5 млрд — разница между обязательствами и активами семейства турецких магнатов, которые владели 219 компаниями, в том числе Telsim и Rumeli, поясняют источники «Газеты.Ru». В 1999 году эти две компании участвовали в создании «КаР-Тела» — им принадлежало 60% компании.
Но уже в 2002 году у семейства начались проблемы с кредиторами, прежде всего с поставщиками оборудования Nokia и Motorola в Турции. Они попытались вывести средства из «КаР-Тела», чтобы расплатиться с долгами, но эта попытка оказалась неудачной. Их казахские партнеры, владевшие 40% «КаР-Тела», подали против них иски.
В ноябре 2003 год Верховный суда Казахстана постановил: принудительно выкупить у Telsim и Rumeli их акции по номинальной стоимости. А турецкий фонд тем временем взял под контроль долги семейства.
Через некоторое время акции «КаР-Тела» были проданы некой казахской компании «Телеком Инвест», которой владели несколько частных казахских предпринимателей. У них-то в сентябре 2004 года «Вымпелком» и выкупил компанию, опять же не сам, а через «дочки», за $350 млн.
К этому времени на операторе висели долги в $75 млн, обязательства по которым на себя приняла российская материнская компания. «Мы проводили финансовую и юридическую экспертизу, изучали все документы, наши юристы знали, что есть решение Верховного суда Казахстана о принудительной продаже», — сказал гендиректор «КаР-Тела» Марков.
Таким образом, с точки зрения казахского законодаетльства дело закрыто и дальнейшему пересмотру не подлежит. А вот турки считают иначе. За несколько дней до покупки активов «КаР-Тела» они официально предупредили будущих владельцев, Telsim и Rumeli, что фонд взял на себя управление компаниями, дав тем самым понять, что не считает дело закрытым.
Сумма, предъявленная фондом, — 75% стоимости «Вымпелкома» ($7,2 млрд), но руководство компании не склонно драматизировать ситуацию. «КаР-Тел» был куплен не прямо у турецкой семьи, «Вымпелком» не несет полной ответственности за действия его бывших акционеров, утверждают в компании.
Тем не менее в пресс-релизе «Вымпелком» предупреждает инвесторов о том, что «не может существовать никакой уверенности в том, что возражения, поданные «Вымпелкомом» и/или «КаР-Телом», будут признаны правомерными.
«Негативное решение данного вопроса… может оказать существенное негативное влияние на бизнес «Вымпелкома»... в том числе может привести к наступлению случая неисполнения обязательств по существующим долговым обязательствам».
«Скорее всего, претензии связаны с прежними акционерами «КаР-Тела». Они не имеют никакой силы в отношении «Вымпелкома». Очевидно, компания попытается разрешить эту проблему, но никто не будет платить такой суммы»,— уверен Александр Шатиков, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting,
«Это обязательства «КаР-Тела», поэтому все, что «Вымпелком» может потерять, — это вложенные в покупку компании $350 млн и то, что еще потрачено «сверху». Но «Вымпелком» знал, на что шел, покупая ее», — считает Константин Чернышев, аналитик ФК «УралСиб».