Банкротство итальянского пищевого концерна Parmalat SpA стало мировым корпоративным скандалом, сопоставимым с делом Enron. Махинации основателя компании Калисто Танци стоили компании $19 млрд.
Назначенный итальянским правительством разгребать долговые завалы Энрико Бонди выбрал беспроигрышную тактику: он судится со всеми кредиторами, обвиняя их в намеренной недальновидности. Среди тех, против кого он подал иски, два крупнейших банка Америки: Citigroup и Bank of America.
Деньги они предоставляли не напрямую, а путем создания доверительных фондов. А уже в эти фонды поступали деньги от частных клиентов и финансовых институтов. Естественно, после банкротства компании деньги эти возвращать никто не собирался. Таким образом, долг Parmalat только перед BA составил $1 млрд.
Первоначально Бонди отвергал все претензии банков на возврат этих денег, заявляя, что этим «банкам следовало знать о финансовом состоянии компании, когда они давали кредиты». Но потом подумал и решил подать встречный иск на $10 млрд.
Кризисный управляющий компании проявил при этом незаурядное остроумие. Он обвинил банки в том, что они своей финансовой деятельностью, то есть выдавая эти кредиты, способствовали махинациям в Parmalat.
Кроме того, Parmalat подала иск против 45 банков, включая эти два, о возвращении обанкротившейся компании денег, которые она выплатила банкам незадолго до банкротства. Теперь компания требует возвратить ей около $4 млрд.
Как заявляют представители BA, он провели все рождественские каникулы, проверяя иск Бонди, но пока не пришли ни к каким выводам.
А пресс-секретарь одного из крупнейших кредиторов итальянской компании американского банка Wells Fargo Сюзан Стэнли заявила: «Мы признаем, что давали деньги Parmalat по такой же схеме. Но наш банк действовал в рамках закона, и мы собираемся подать коллективный иск на итальянскую компании от имени наших клиентов, вкладывавших деньги в фонды».
Как выяснилось, в суде уже лежат жалобы от клиентов банка на сумму $613 млн. Их рассмотрение отложили на 2005 год.
А в Citigroup решили сразу действовать. Группа попросила судью разрешить подать иск на подразделения Parmalat в Латинской Америке: эквадорскую компанию Parmalat Del Ecuador SA и парагвайскую Parmalat Paraguay SA. По мнению представителей финансовой группы, эти компании должны выплатить долги Citigroup — эквадорское подразделение должно $6,05 млн, а парагвайское — $4,8 млн. Эти ссуды дочерние компании Parmalat взяли у дочернего банка Citigroup.
Однако у Citigroup возникли определенные юридические сложности. В связи с тем, что против самой финансовой группы подан иск, то дело против дочерних предприятий Parmalat может затянуться. Однако, по мнению представителей юридической фирмы Clifford Chance, Citigroup удастся «снять временный судебный запрет на расследование против парагвайской и эквадорской компании».
В любом случае кредиторы свои деньги не потеряют.
Суд постановил конвертировать задолженность в акции обновленной Parmalat, которые должны уже в следующем году появиться на фондовом рынке.
А Бонди составил план реорганизации компании, согласно которому инвесторы получат по 7,3% стоимости их первоначальных инвестиций в Parmalat. Однако будет ли принят план Бонди, определит итальянский суд.