Чем ближе к вступлению в силу Киотского протокола, тем больше активизируются российские чиновники в отношении президентского наказа как можно быстрее разработать регламент работы. Лидерство в экологическом направлении захватило Министерство экономического развития и торговли, которое еще и наиболее активно в публичных обсуждениях механизмов «Киото».
По информации «Газеты.Ru», между Минпромэнерго, Минприроды и МЭРТом сейчас идет активный дележ функций по проектам в рамках Киотского протокола. Предварительно можно сказать, что
МЭРТ заберет на себя основную часть функций по регламентации и валидации проектов, созданию кадастра предприятий-эмиттеров и торговле квотами на правительственном уровне.
Часть этих функций пытается отбить Минпромэнерго, а вот функции мониторинга сокращения выбросов почти наверняка будут переданы в компетенцию Минприроды.
Борьба выходит странная, поскольку большинство положений «Киото» всем российским чиновникам внове — как в администрации президента, так и в правительстве; все положения будут разрабатываться опытным путем — через практические проекты со странами ЕС.
Сейчас в министерствах оговариваются детали первого российско-датского проекта по сокращению выбросов. Однако окончательное решение о формировании органов Киотского протокола, а также вступление в силу различных технических документов произойдет в ходе первой встречи сторон протокола, которая намечена на конец ноября 2005 года.
Тем временем МЭРТ не скупится даже на критические замечания. В понедельник на заседании «круглого стола» «Экологические рейтинги как система оценки эффективности деятельности компаний в России» заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования министерства Всеволод Гаврилов уверил, что России срочно необходима новая система экологического регулирования и нормирования в природоохранной сфере.
Гаврилову ввиду крайней загруженности Грефа сейчас отданы основные полномочия по разработке процедурных вопросов применения Киотского протокола.
«Проблема — в самой системе регулирования и нормирования, а непрозрачность этой системы — главный проблемный фактор», — посожалел Гаврилов и привел в качестве примера восемь регионов, где проводились исследования по экологической эффективности предприятий:
«Выяснилось, что 80–90% предприятий вообще не имеют никаких экологических программ, хотя официальная статистика свидетельствует об обратном».
Первым из радикальных методов борьбы с такого рода непрозрачностью Всеволод Гаврилов считает новые технологии в сфере распределения инвестиций для объектов-эмиттеров (проще говоря, для загрязнителей природы).
Как пояснил чиновник, речь идет об аукционном способе распределения материальных благ (со стороны государства для проектов по сокращению выбросов — «Газета.Ru»): «Его апофеоз и моя личная мечта — чтобы аукционы проходили в режиме реального времени прямо в интернете…»
Второй метод более жесткий. Раз МЭРТ имеет дело с торговлей суверенными обязательствами в отношении Киотских проектов — значит, все эти обязательства должны быть гарантированы бюджетом или банками. Благодаря такой позиции люди, неспособные выдать государству гарантии, что они правильно распорядятся полученными преимуществами, автоматически, без участия каких-либо чиновников, будут вычеркиваться из числа соискателей и не будут допускаться к аукционам.
Как говорит Всеволод Гаврилов: «Это всего лишь справедливо: хочешь получить что-то под гарантии государства — будь любезен, положи «на кон» такую же сумму». Но, приведет ли это к значительным сокращениям выбросов, непонятно — ведь все эти механизмы будут применяться только в отношении тех предприятий, которые захотят добровольно инициировать проекты по сокращению выбросов.
В прошлую пятницу в МЭРТ состоялся брифинг «Механизмы реализации Киотского протокола», на котором было недвусмысленно сообщено, что в среднесрочной перспективе
правительство не планирует вводить систему обязательного нормирования выбросов предприятиями парниковых газов в рамках Киотского протокола.
«Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами выработало согласованную позицию, что в среднесрочной перспективе, а возможно, и до 2012-го мы не планируем вводить систему обязательного нормирования выбросов», — заявил все тот же Всеволод Гаврилов.
Такая система введена в странах ЕС, ее планирует ввести Канада, этот же вопрос уже рассматривает Япония. Но в России, считает замдиректора Гаврилов, вводить ее нецелесообразно — очень высоки риски как экономического, так и административного характера.
В частности, система обязательного нормирования должна базироваться на свободных ценах на энергоносители, чего в России нет, а значит, если обязательное нормирование было бы введено, хозяйствующие субъекты оказались бы в разных условиях. Еще одна причина — в том, что существующая система природоохранного регулирования не способна реализовать подход обязательного нормирования.
Пока Минэкономразвития предлагает ввести всего лишь систему учета выбросов и попытаться реализовать механизм добровольных ограничений выбросов. Учет выбросов в ближайшие годы предприятия также смогут осуществлять на добровольной основе.
И только если предложенная практика окажется позитивной, мы будем думать о введении системы обязательного нормирования, считает Всеволод Гаврилов.