По сообщению Comnews, акционеры «Мегафона» «Альфа-групп» (владеет 25,1% акции сотового оператора) и «Телекоминвест» (31,3% акции) выдвинули в совет директоров «Мегафона» кандидатов из одной и той же компании — инвестиционного фонда Emergent Telecom Ventures S.A. Это сообщение вызвало недоумение на рынке, потому что «Альфа» и офшор IPOC, аффилированный с петербургским холдингом «Телекоминвест», уже более года судятся в международных судах за блокпакет «Мегафона».
Весной 2004 года Стокгольмский суд запретил «Альфе» выдвигать в совет директоров «Мегафона» своих представителей. «Альфе» принадлежит блокпакет «Би Лайна», что нарушает соглашение акционеров «Мегафона»: они не могут напрямую участвовать в деятельности конкурентов сотовой компании. Из-за этого решения в июне «Альфа» выдвинула двоих независимых кандидатов в совет директоров – Александра Окуня, президента Kaskol UK, и Найджела Харпера, консультанта фирмы Central Europe.
В ноябре господин Харпер решил уйти из «Мегафона», сославшись на занятость. Ему на смену «Альфа» выдвигает кандидатуру Мохаммеда Амерси, совладельца Emergent Telecom Ventures.
Вслед за «Альфой» «Телекоминвест», которому принадлежит два из семи мест в совете директоров «Мегафона», решил заменить своих представителей на независимых директоров — Хуана Виллалонга, коллегу господина Амерси по Emergent Telecom Ventures, и Ханса Рудлоффа, президента инвестбанка Barclays Capital. В холдинге объясняют это решение тем, что хотят «повысить деловую репутацию компании». Выборы в совет директоров «Мегафона» назначены на 19 января 2005 года.
Хотя о Emergent Telecom Ventures известно достаточно мало, аналитики подозревают, что он связан с «Телекоминвестом». Эти две компании уже несколько раз выступали партнерами. В начале ноября 2004 года американская корпорация Metromedia, которой принадлежит 71% петербургского альтернативного оператора «Петерстар» и 42,8% акции грузинской сотовой компании Magitcom, согласилась продать свои активы консорциуму из четырех компаний, среди которых Emergent Telecom Ventures и First National Holding (владеет 58,9% акции «Телекоминвеста»). К тому же Emergent Telecom ведет переговоры об обмене акциями с российским CDMA-оператором «Скайлинк», который контролирует АФК «Система» и компания RTDC.
Господин Амерси всячески отрицает связь с «Телекоминвестом» и подчеркивает, что еще в 1997 году сотрудничал с «Альфа-банком» в консорциуме, который безуспешно пытался купить блокпакет госкомпании «Связьинвест».
В «Альфе» не видят ничего удивительного в том, что противоборствующие акционеры выдвинули кандидатов в совет директоров «Мегафона» из одной и той же компании, и надеются, что «их деловая репутация дороже конфликта в «Мегафоне».
«Идут какие-то игры, которые рынок не понимает, — отмечает Елена Баженова, аналитик ИК «Атон». — Мохаммед Амерси в 1997 году сотрудничал с Альфа-банком, но нет ничего удивительного, если он переметнулся на сторону «Телекоминвеста»: западный игрок не может прийти на российский рынок (в начале декабря Emergent Telecom приобрел московскую телефонную компанию «Комет». — «Газета.Ru») без поддержки местных компаний. Было бы логичным объединение «Комета» и «Петерстара», поэтому альянс Emergent Telecom с «Телекоминвестом» представляется наиболее вероятным».
Госпожа Баженова предполагает, что «Альфа» выдвигает Мохамеда Амерси в совет директоров «Мегафона», чтобы сгладить конфликт с «Телекоминвестом».
Константин Чернышев, аналитик ИК «НИКойл», считает эту версию одной из возможных. «Наличие независимых членов в совете директоров «Мегафона» может способствовать более высокой оценке со стороны инвесторов в случае выхода компании на открытый рынок в следующем году. К тому же, в условиях конфликта независимые директора могут быть гарантией акционерам, что они будут вовремя оповещены о происходящих событиях, — говорит аналитик. — Но это решение акционеров можно объяснить и тем, что «Альфа» или «Телекоминвест» подают сигнал о том, что готовы к переговорам».