В среду стало известно, что Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила ОАО «ВымпелКом» — владельцу торговой марки «Би Лайн» претензии в неуплате налогов за 2001 год на общую сумму 4,4 млрд рублей, то есть примерно $157 млн.
Сами налоговики информацию не распространяли и не комментировали. В «ВымпелКоме» и на рынке утверждают: мытари пытаются доказать, что оператор уклонялся от уплаты налогов, прикрываясь агентскими отношениями со своей 100-процентной дочкой КБ «Импульс».
Агентские отношения между компаниями действительно существуют, и их никто не скрывает. КБ «Импульс» владеет лицензией на сотовую связь стандарта GSM-1800/900 в Московском регионе, а «ВымпелКом» предоставляет услуги связи и заключает с абонентами договоры. В момент трансакций между оператором и держателем лицензии и теряются деньги, которые должны пойти в казну — такой логики придерживаются налоговики.
«ВымпелКом» выступил с официальным заявлением, что еще 26 ноября получил «акт с предварительными заключениями налоговой проверки», который не несет правовых последствий для компании. Этот акт может быть обжалован в течение двух недель, что компания и намеревалась сделать, не предавая огласке проверку.
«Налоговая служба усмотрела в существующей схеме минимизацию налогов, — заявил «Газете.Ru» Михаил Умаров, директор «ВымпелКома» по связям с общественностью. — Мы не согласны с предварительными заключениями, содержащимися в акте, и собираемся предоставить письменный ответ и возражения на них в соответствии с порядком, установленным по законодательству РФ. Ранее нам всегда удавалось урегулировать вопросы с налоговой инспекцией на профессиональном уровне».
В текущем году у «ВымпелКома» уже второй раз возникают проблемы из-за КБ «Импульс». 9 января Госсвязьнадзор выпустил предписание, в котором говорилось, что компания ведет незаконную деятельность в Москве, потому работает без лицензии на сотовую связь: она принадлежит ее «дочке». В феврале прокуратура Северного административного округа даже возбудила уголовное дело из-за этой схемы, но через десять дней дело было прекращено.
Кроме того, несколько абонентов «Би Лайна» пытались засудить «ВымпелКом» за то, что компания владеет лицензией на сотовую связь в Московском регионе через свою дочку.
Когда претензии в незаконном пользовании лицензией были отвергнуты (компания выиграла суды у своих абонентов, уголовное дело было закрыто), недоброжелатели «ВымпелКома» стали намекать, что из-за схемы «ВымпелКом»–КБ «Импульс» могут возникнуть налоговые претензии. Теперь это уже факт. И компания не зря опасалась говорить о своих проблемах: они немедленно обрушили не только стоимость ее собственных акций, но и негативно сказались на рынке в целом.
В России впервые происходят налоговые разборки с крупной компанией, не занятой добычей сырьевых ресурсов. И к тому же построенной практически с нуля с участием крупного иностранного инвестора: норвежский Telenor владеет 25% плюс 13 акций, еще 48,4% акций находятся в свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Рынок мгновенно и крайне негативно отреагировал на новую налоговую разборку. В частности, ряд инвесткомпаний спустя полчаса после известия о налоговых претензиях изменил рекомендации по компании.
«Мы отозвали рекомендацию «покупать» акции «ВымпелКома», потому что считаем, что, хотя сумма претензий для компании и невелика, ее политические риски сейчас очень высоки, — поянила Елена Баженова, аналитик ИК «Атон». — Предъявление налоговых требований к «ВымпелКому» было ожидаемым и прогнозируемым, потому что «Альфа-групп» (владеет блокпакетом оператора. –«Газета.Ru») в последнее время вела себя с властями вызывающе: приобрела пакет акций «МегаФона» и не хочет их продавать. А на судебном процессе, где рассматривается законность этой покупки, свидетель «Альфы» обвинил министра связи Леонида Реймана в связи с «МегаФоном» и взяточничестве».
Госпожа Баженова заявила «Газете.Ru», что уверена: налоговые претензии к «ВымпелКому» – «наезд государства на «Альфа-групп». «Сейчас нельзя исключать ничего, в том числе и того, что будут предъявлены претензии и за другие годы. То, что крупнейшие акционеры — иностранцы, вряд ли повлияет на дело — ЮКОСу это обстоятельство никак не помогло», — уверена аналитик.
Сам министр все отрицает. «Мы категорически отрицаем какое-либо отношение к налоговым претензиям», — заявили агентству Dow Jones в Министерстве информационных технологий и связи.
«Сумма налоговых претензий для такой большой компании, как «ВымпелКом», не очень большая. Но это все равно выглядит плохо, особенно на фоне продолжающегося дела ЮКОСа, претензий к «Сибнефти», — отмечает Андрей Литвин, аналитик ИК «Церих». – Это, безусловно, прецедент на рынке телекоммуникаций».
Впрочем, не все на рынке сочувствуют проблемам компании. «Прицепились именно к этому оператору, потому что другие компании не использовали подобных схем, как у «ВымпелКома» и КБ «Импульс», — так Алекс Казбеги, аналитик ИК «Ренессанс Капитал», прозрачно намекнул на то, что надо было давно озаботиться переоформлением лицензии.
Тем не менее никто из опрошенных «Газетой.Ru» экспертов не верит, что такая схема использовалась для минимизации налогов. Отрицают это и представители сотового оператора: как «ВымпелКом», так и «КБ Импульс», – открытые акционерные общества, которые должны отчитываться перед акционерами. К тому же «ВымпелКом» – первая российская компания, включенная в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, поэтому она должна регулярно предоставлять инвесторам всю финансовую информации о своей деятельности.