Stella Art gallery существует в Москве уже год, но только теперь снизошла до современного российского искусства. Раньше она привозила заморских художников уровня Уорхола, а из русских – Кабакова, выставку которого организовала в Эрмитаже. Теперь на новой площадке Stella — выставка Вадима Захарова и Андрея Монастырского, начало сугубо российской программы.
Новое помещение Stella Art gallery открылось неделю назад.
Во время презентации Георгий Пузенков проецировал изображение Моны Лизы на бульдозер, выкрашенный в белый цвет.
Те, кто это видел, разделились на два лагеря. Одни говорили, что было ужасно, другие – что красиво. Результат для галереи современного искусства идеальный – с первого дня существования она вызывает споры. Этот небольшой зал в районе станции метро «Тульская» можно рассматривать именно как отдельную галерею. У нее уже есть свой круг авторов – пятнадцать человек, с которыми заключены контракты. Скорее всего, их и будут выставлять в течение ближайшего года.
По сравнению с предыдущим помещением, где Stella показывала Уорхола, Вессельмана, Каца и других зарубежных монстров, новое беднее, меньше и дальше от центра. Как если бы аскетичный зал галереи XL выбелить, осветить, причесать, вставить стеклянные двери и из сталинского дома в историческом центре перенести в брежневскую девятиэтажку между винным магазином и отделением Сбербанка. Таково место современного российского искусства в интерпретации галереи.
Несмотря на то что зал открылся неделю назад, только теперь в нем показывают первую выставку.
На первый взгляд Stella опять начинает с беспроигрышных имен, ведь Андрей Монастырский – зубр отечественного концептуализма, отец-основатель. Правда, в силу темперамента, что ли, негромкий такой зубр – из задумчивых.
Группа «Коллективные действия», лидером которой был Монастырский, в 1970-х годах проводила выездные акции в подмосковных лесах. Фантазии «КД», надо сказать, хватало на весьма остроумные вещи – ошеломляющие экзистенциальные транспаранты на лесных просеках, многочасовое перетягивание веревки через поле (моток длиной семь километров был спрятан в зарослях). Эти акции, как и нарочито бюрократический, дотошный способ их документирования, стали классикой. Монастырский потом часто мучил зрителя скучнейшими, затянутыми до умопомрачения комментариями, схемами. Но его новый продукт, выставленный в Stella, немного другой. Это серия фотографий, пробитых, как созвездиями, золотистыми заклепками, в основе которых лежат, по уверению автора, даосские диаграммы.
Связать картинки с общим названием проекта «Охота на мышь» – нелегкое дело зрителя. Как и пройти по пути «трансцендирования» фотографий при помощи «силовых линий», описанному Монастырским.
Из медитативного состояния, похоже, выдернули и Вадима Захарова – его инсталляция представляет собой сад камней, только вместо булыжников – головы сыра. В «Охоте на мышь» они играют роль приманки, причем сделан сад почти по классическим дзенским канонам, то есть зритель не может увидеть одновременно все «булыжники» целиком, один всегда скрывается от глаза. Белый песочек, причесанный в стиле контрольно-следовой полосы, желтые и красные глыбы сыра – так должна выглядеть инсталляция, если только ею не закусили в конце вернисажа.
По концептуалистской традиции объект сопровождается текстом. Суть его такова: Вадим Захаров, адепт московской концептуальной школы второго призыва, издатель и коллекционер, когда-то придумал историю про мышь и монаха, а теперь вот вспомнил ее и проиллюстрировал. История вкратце следующая. Мышь залезла в миску и хотела украсть сыр, а монах велел ей поставить сыр на песок в монастырском саду и сказал: «Если ты съешь этот кусок, который больше тебя во много раз, ты превратишься в слона и умрешь».
Вот прочитал эти строки и уже начинаю волноваться, что рано ушел с вернисажа – чем-то там все завершилось? Философия философией, но вдруг закуска кончилась?
Stella Art gallery. Мытная ул., 62. Вадим Захаров, Андрей Монастырский. «Охота на мышь». До 5 декабря.