Этим летом на английском авиасалоне в Фарнборо «Гражданские самолеты Сухого» торжественно объявили о грядущих сделках с двумя крупными российскими перевозчиками. Авиакомпания «Сибирь» подтвердила намерение закупить 50 машин семейства Russian Regional Jet (RRJ), а UTair — 20 таких самолетов.
Многие на рынке тогда решили, что громкие заявления — пиар российских перевозчиков, который вряд ли закончится заключением контрактов. Причем шансы «Сухого» заполучить в клиенты «Сибирь» оценивались выше (вызывали сомнение, скорее, объемы планируемой сделки).
В своем официальном сообщении «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) привели тогда заявление гендиректора UTair Андрея Мартиросова: «До октября нам предстоит завершить оценку эффективности эксплуатации самолетов семейства RRJ для нашей существующей и перспективной сети маршрутов и определить количество и типы самолетов семейства, которые необходимо приобрести».
Срок изучения проекта, обозначенный Мартиросовым, истек, но авиакомпания, по словам ее пресс-секретаря Игоря Блинова, «еще не определилась с этим проектом окончательно».
Господин Блинов говорит, что специалисты пока работают над технико-экономическим обоснованием закупки самолетов «Сухого». Пресс-секретарь ГСС Ольга Каюкова подтвердила «Газете.Ru» эту информацию и заявила, что стороны пока не начали работу над контрактом.
О том, будет ли этот контракт и когда он может быть заключен, Игорь Блинов из UTair высказывается довольно неопределенно: «Контракт, возможно, будет. Но мы пока не готовы обозначить точные сроки». «Гражданские самолеты Сухого», по словам Ольги Каюковой, между тем, по-прежнему рассчитывают на твердый заказ UTair.
Но руководство ханты-мансийского перевозчика, хотя заочно хвалит еще толком не летающий RRJ, формируя свой парк воздушных судов, тщательно изучает предлагаемый продукт. Например, победителя тендера на поставку турбовинтовых региональных самолетов вместимостью 35–60 человек UTair выбирала почти год вместо объявленных полугода.
Вполне вероятно, что до появления первого собранного RRJ UTair заключать контракт не станет.
Подписав официальную бумагу, авиакомпания должна будет внести авансовый платеж. И вряд ли перевозчик захочет платить деньги, не убедившись, что ГСС произведет самолет, в точности исполнив заявленные характеристики. Пресс-секретарь компании Игорь Блинов, впрочем, не подтвердил, но и не опроверг это предположение, заявив, что «в свое время мы обо всем сообщим».
Положение дел вокруг сделки с «Сибирью», как и прогнозировали на рынке, для ГСС складывается более благополучно. По словам Ольги Каюковой, стороны уже приступили к выработке деталей контракта, он будет подписан в конце года. Госпожа Каюкова отказалась сообщить подробности — очевидно, что «Сибири» будут предоставлены максимально выгодные условия покупки самолетов семейства RRJ, ведь это стартовый заказчик самолета.
По неофициальным данным, новосибирский перевозчик получит скидку в $6 млн с самолета, но неизвестно, с какой именно суммы будет сделана эта скидка. Стоимость одного самолета стандартной комплектации точно не называют. На рынке говорят о $20–30 млн за машину, но многие считают эту сумму существенно завышенной.
В «Сухом» рассчитывают, что RRJ составит конкуренцию аналогам производства Bombardier (Канада) и Embraer (Бразилия), а первый такой самолет взлетит в 2006 году. С 2007 года машины этого семейства будут выпускаться серийно, и до 2020 года емкость рынка составит более 800 единиц, из которых до 35% придется на Россию и СНГ, 65% — на остальные регионы. Емкость мирового рынка региональных самолетов в целом на этот период в «Сухом» оценивают в 8 тыс. машин.