Похоже, мысль «зритель любит военные фильмы» пришла в голову всем телепродюсерам одновременно. Восьмисерийный телефильм «Конвой PQ-17», снятый по культовой когда-то повести Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», должен был выйти на телеэкраны еще в мае 2004 года — к празднику Победы. Однако продюсеры, поразмыслив, отложили премьеру на сентябрь, чтобы один из самых дорогих телепроектов последнего времени «не затерялся в ряду других фильмов о войне». Но в сентябре ситуация оказалась еще хуже: сначала Первый канал запустил «Диверсант», затем военной тематикой перетягивали зрителя «Россия» и НТВ – практически одновременно шли «Штрафбат» и поставленный в сетку вместо плановой «Фабрики грез» сериал «На безымянной высоте».
Соваться в эфир с еще одним «военным» проектом было бы безумием, поэтому премьера была в очередной раз отложена – на ноябрь. И вот вчера наконец мы увидели первую серию «Конвоя PQ-17».
Сериал был разрекламирован задолго до выхода на экраны. Экранизация Пикуля была объявлена «прорывом российского кино» в области компьютерной анимации. Подводные атаки, пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и линейные крейсеры – все это делалось на компьютере.
Виртуальные двойники военной техники, все сражения под водой, на земле и в воздухе — все, «начиная от корабельной заклепки и кончая маркировкой торпед», в общей сложности 229 сцен были созданы для этого фильма на студии компьютерного дизайна.
Помимо торжества технической мысли нас обещали еще и избавить от пресловутой «пшенки» — грубейших ляпов и передергивания исторической правды, которыми так «отличились» недавние премьеры: и «Штрафбат», и особенно «Диверсант», и «На безымянной высоте».
Создатели фильма с упоением рассказывали, что «и режиссеру, и актерам пришлось с головой погрузиться в архивные документы и общаться с целым штатом консультантов», поэтому события восстановлены скрупулезно.
Затравленные заградотрядами и упырями-особистами любители военной истории доверчиво приподняли голову – неужели дождались? Оптимизм внушала и тема, к которой обратились киношники. Запороть историю подвига моряков из каравана PQ-17 практически невозможно, настолько выигрышна эта тема. Здесь есть все для того, чтобы зритель в ажиотации прилип к экрану.
Увы, но, похоже, режиссеру Александру Котту удалось невозможное – сделать из этого ярчайшего эпизода Второй мировой войны тягомотное, навевающее сон зрелище. Да, действительно, список консультантов включает несколько десятков фамилий, но это не избавило картину от грубых ляпов. Так, один из фашистских офицеров-подводников всю серию щеголяет в тельняшке, которых немцы отродясь не носили, это примерно то же самое, как обрядить советских североморцев во французские береты с помпонами. Но бог бы с ним, в конце концов, подобные проколы режут глаз только знатокам истории, которых среди зрителей не так много.
Гораздо хуже, что сценаристы грубо грешат против исторической правды в смыслообразующих вопросах. У любого мало-мальски знающего историю вызывает изумление паника, охватившая немецких подводников после того, как они поняли, что потопили нейтральное судно. Дорогие мои, никакой особой чувствительностью в этом вопросе фашисты не отличались. Счет потопленных немцами судов во Второй мировой начался с гражданского судна: 3 сентября 1939 года лодка У-30 потопила безвинный пассажирский лайнер «Атения», и капитан лодки Фриц-Юлиус Лемп стал национальным героем. С сентября 1942 года и до конца войны немцы пустили на дно 1015 судов, более 100 из них были «нейтралы», и никто по этому поводу не комплексовал. Поэтому вряд ли стоило заставлять одного из офицеров впадать в ступор и панически причитать: «Капитан, что же ты скажешь папе Деницу?»
Это какому Деницу? Это тому Деницу, который совместно с командующим ВМФ Эрихом Редером еще в 1939 году представил Гитлеру докладную записку, в которой прямым текстом было предложено: «Командирам (подводных лодок) следует предоставить полную свободу действий и разрешить им топить все вражеские и нейтральные (!) суда»?
Но даже это не самое плохое. Тот же пресловутый «Штрафбат», несмотря на многочисленные огрехи в части исторической правды, все-таки очень талантливый фильм. Режиссерская и операторская работа, игра актеров выше всяких похвал. А фильм Котта, к сожалению, эту планку, выставленную последними работами, не взял. Перед нами откат к худшим традициям дешевого доморощенного «мыла» — безжизненные диалоги, неумение сценаристов закрутить интригу, картонные герои и, следовательно, никакая игра актеров. Что уж говорить о режиссуре… Достаточно посмотреть на подбор актеров – ну кто поверит, что этот застенчивый мальчик с усами и челочкой и есть тот неистовый фюрер, которому в описываемое время было, между прочим, изрядно к шестидесяти…
Очень хотелось бы ошибиться, но, похоже, в оставшихся сериях нас ждет та же самая вязкая жвачка. А пресловутые спецэффекты, занявшие в первой серии в общей сложности секунд двадцать, своей мультяшностью напоминают заставки к компьютерным играм типа «Морской бой».
Есть такой дурацкий анекдот: «Идет ежик с автоматом. Не смешно, зато про войну». Похоже, именно из-за этой незамысловатой аргументации нам предстоит посмотреть еще немало халтуры.