«Я бы не недооценивал потенциал региональных операторов, например, таких, как СМАРТС и «Уралсвязьинформ» (входит в «Связьинвест». — «Газета.Ru»), и не отрицал бы возможность появления четвертого оператора, в том числе, может быть, на базе активов «Связьинвеста»», — заявил Дмитрий Милованцев в среду на брифинге в Екатеринбурге, посвященном открытию выставки «Инфоком-2004».
Господин Милованцев считает, что Россия пойдет своим путем:
«По распространенной в мире практике в одном стандарте могут развиваться не более трех операторов связи, но Россия — большая страна, поэтому приход четвертого игрока реален».
«В европейских странах действительно работают по три компании в одном стандарте, но в Америке другая модель — по четыре-пять крупных операторов в одном стандарте (CDMA и набирающий обороты GSM). Эта модель более подходит для России, но сейчас невыполнима, — отмечает Оксана Панкратова, аналитик Iks-Consulting. — Теоретически возможно появление четвертого GSM-оператора, если сложить все сотовые активы «Связьинвеста» и независимые региональные компании, но для этого необходимо очень сильное желание и серьезные инвестиции». Аналитик считает, что для России такое объединение сейчас нереально: «Связьинвест» находится в предпродажном состоянии, поэтому не станет выделять в отдельную компанию свои сотовые активы, которые могут интересны для инвесторов.
Основные претенденты на госпакет «Связьинвеста» (75% минус одна акция), который может быть приватизирован уже в следующем году, — АФК «Система» (основной акционер компании МТС), «Альфа Групп» («Би Лайн») и «Телекомимнвест» («Мегафон»). Если один из этих холдингов купит «Связьинвест», то его сотовые активы, очевидно, будут присоединены к оператору «большой тройки».
Несостоятельность американской модели для России хорошо видна в некоторых регионах, где работают по четыре-пять компаний, но с приходом операторов «большой тройки» их позиции ослабевают. Так, СМАРТС долгое время пользовался большой популярностью в своем родном регионе Самаре, но когда там появились крупнейшие компании, он потерял лидерство.
Четвертый GSM-оператор мог бы контролировать 20% рынка сотовой связи (около 15 млн абонентов). Но у самых крупных региональных компаний, «Уралсвязьинформ» и СМАРТСа, сейчас по 1,8 млн, и им вряд ли удастся договориться.
В «Связьинвесте» действительно пока не знают, что делать с оставшимися сотовыми активами, которые не были проданы операторам «большой тройки». Так, в среду Аревшад Вартанян, заместитель генерального директора по информационным технологиям «Центртелекома» (как и «Уралсвязьинформ», входит в «Связьинсвест». — «Газета.Ru»), заявил, что в компании пока не решили, развивать сотовой бизнес дальше или нет.
«Если смотреть с точки зрения амбициозности планов «Связьинвеста», то как один из вариантов развития сотового бизнеса это возможно, — заявил «Газете.Ru» Олег Михайлов, руководитель отдела по связям с общественностью «Связьинвеста». — На Волге, Урале и в Сибири у нас достаточно серьезные позиции».
СМАРТС уже несколько лет подряд безуспешно пытается объединить региональных операторов.
Единственное, что ему удалось добиться, — договориться о льготных тарифах на роуминг с операторами «Tele2-Россия», «Индиго Групп» и другими небольшими компаниями, которые работают в 40 регионах. Но руководство компании не отчаивается. «Скорее всего, замминистра имел в виду объединение сотовых активов. Вес «Уралсвязьинформа» вполне сопоставим со СМАРТСом. На мой взгляд, перспективы объединения региональных компаний достаточно высоки, — говорит Андрей Гирев, заместитель гендиректора СМАРТС. — СМАРТС не оставляет попыток вести переговоры с различными компаниями, но до сих пор рассчитывать на успех не приходится».
Господин Гиреев полагает, что новый федеральный GSM-оператор может появиться, только если «Связьинвест» как-то изменит свою политику или Tele2 не будет дальше развиваться и захочет уйти.
В Tele2 не удалось получить комментариев.
Операторы «большой тройки», разумеется, не заинтересованы в проявлении нового конкурента, что может привести к падению тарифов и доходов.
«Тенденция последних лет — консолидация сотового рынка тремя игроками, обладающими лицензиями по всей России, опытом и доступом к необходимым финансовым ресурсам. В дальнейшем эта тенденция сохранится», — уверен Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС, которая собиралась в 2001 году купить СМАРТС, но тогда компании не сошлись в цене.
Очевидно, появление четвертого федерального оператора во многом зависит от Министерства информационных технологий и связи. Без его поддержки никакая региональная компания не сможет выйти на федеральный уровень. Одна из очевидных причин – нехватка частот. «Возможно, Милованцева неправильно поняли. Всем известно, что в Москве нет свободных частот, и в Петербурге тоже с ними сложно. Бессмысленно говорить о четвертом федеральном операторе без крупнейших городов», — считает Елена Сяпина, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting.
Но замминистра Милованцев не исключает, что частоты найдутся: «Для появления такой компании необходимо решить вопросы с конверсией радиочастотного спектра, прежде всего в крупных городах-миллионниках».
Несмотря на это заявление, Ольга Жилинская, аналитик ИК «Ренессанс Капитал», думает, что в Мининформсвязи не рассматривают всерьез появление четвертого оператора: «Я согласна, что «Уралсвязьинформ» и СМАРТС хотели бы сильно расшириться. Но это невыгодно остальным игрокам и нелогично с точки зрения рынка:
для России вполне достаточно тех крупных сотовых компаний с известными брэндами, которые уже активно начинают строить сети во многих регионах.
Новая компания, созданная на основе региональных операторов, не сможет кокнурировать с большой тройкой по затратам — например, в МТС инвестиции в этом году составят около $1 млрд».