Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Минфин не даст умереть нефтяникам от истощения

Система налогообложения нефтяной отрасли на десятилетия вперед будет определена в 2005 году, заявил представитель Минфина РФ Михаил Моторин. Чиновники обещают активнее изымать у нефтяных компаний сверхприбыль и облегчить жизнь тем, кто разрабатывает старые или осваивает новые месторождения.

«В 2005 году должны быть приняты решения, которые определят систему налогообложения нефтяной отрасли на ближайшие десятилетия», — заявил в среду директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, выступая на 3-й международной налоговой конференции.

Грядущая реформа налоговой системы должна, по Моторину, базироваться на трех основных постулатах. Первый – необходима более сложная система начисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас НДПИ вычисляется путем умножения базовой ставки (347 рублей за тонну) на коэффициент, зависящий от стоимости нефти и курса доллара США.

Нефтяники неоднократно высказывали недовольство тем, что при такой системе не учитывается сложность разработки месторождений. Компании, разрабатывающие хорошо изученные богатые месторождения, и те из них, которые эксплуатируют сильно истощенные залежи или наоборот, вкладывают средства в освоение новых запасов, оказываются, таким образом, в неравном положении. Особенно ратовали за это такие НК, как «Татнефть» и «Башнефть»: по их мнению, правительство убивает мелкие и средние нефтяные компании.

Для восстановления справедливости предлагалось ввести в формулу исчисления НДПИ поправочные коэффициенты, учитывающие геологические и эксплуатационные сложности, возникающие при разработке месторождений.

Но в ходе обсуждения схемы начисления НДПИ правительство и Дума от этой идеи отказались под тем предлогом, что открывается простор для коррупции нечистых на руку чиновников. Теперь к обсуждению этой темы вернулись.

По мнению Михаила Моторина, предложенная система недостаточно детализована. «Говорить о том, что мы решим проблему налогообложения нефтяных компаний путем дифференциации НДПИ по одному-двум признакам, не приходится, — заявил чиновник Минфина. – Такая дифференциация могла бы решить только проблему таких компаний, как «Татнефть» и «Башнефть», которые в основном работают на истощенных запасах. Она не решит задачу стимулирования инвестиций и разведки новых месторождений».

Вторым важным пунктом реформы налогообложения нефтянки должно стать введение налога на сверхприбыль под названием «налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» (НДД).

Как объяснил Михаил Моторин, новый налог не только не ухудшит финансовое положение нефтяных компаний, но и стимулирует их вкладывать средства в разведку и освоение новых месторождений, поскольку будет основан на соотношении затрат на разработку конкретной залежи и получаемых от нее доходов.

Такая система налогообложения нефтяной отрасли используется во многих странах и уже доказала свою эффективность, пояснил Михаил Моторин. «Мы в конце концов придем именно к такой системе», — уверен он.

Третьей опорой реформы налогообложения нефтянки, без которой теряют смысл остальные две, Моторин назвал решение вопроса о «трансфертном ценообразовании в отрасли». Под этим мудреным экономическим термином скрывается принятая нефтяными компаниями практика продажи нефти их добывающими предприятиями на их же нефтеперерабатывающие заводы по искусственно заниженным ценам. Это, сетуют в Минфине, позволяет компаниям выводить из-под налогообложения существенную часть своей прибыли, перенося центры образования прибыли на внутреннем рынке в сферу реализации нефтепродуктов.

30 сентября, сообщил чиновник, правительство поручило профильным ведомствам в месячный срок разработать изменения в главы 20 и 40 Налогового кодекса, где говорится о трансфертном ценообразовании.

Такая практика нефтяников уже давно вызывает у госчиновников недобрые чувства, но средства борьбы с ним пока не придумано. Хотя попытки были. При введении НДПИ первый замминистра финансов Сергей Шаталов заявлял, что новый налог «должен решить проблемы трансфертного ценообразования в нефтяной отрасли».

Тогда же он высказал мысль, что новый налог не увеличит налоговую нагрузку на отрасль и не приведет к росту цен на рынке топлива. Действительность полностью опровергает оба высказывания Шаталова.

«Все «новые» инициативы Минфина уже обсуждались пять-десять лет назад, толку от них никакого, — сообщил «Газете.Ru» замдиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. — Я не говорю, что и на этот раз из предложений Минфина не выйдет ничего путного. Но и говорить, что озвучены какие-то принципиально новые предолжения, не приходится».

«Хорошо хотя бы то, что Минфин наконец осознал необходимость изменения системы налогообложения нефтяной отрасли, — заявляет гендиректор ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун. – Когда мы, работая в группе Германа Грефа, выступили с такими же предложениями, они не нашли понимания в Минфине».

Правда, представленные в среду предложения Елена Корзун оценивает не слишком высоко. «Нам предлагается дифференцировать ставку налога, который стоит на голове, — так комментирует она предложение Моторина о дифференцировании ставки НДПИ. – Ситуация, когда НДПИ вычисляется по специфической (то есть выраженной в рублях, а не в процентах) ставке и привязан к мировым ценам, абсолютно ненормальна».

Сначала, по мнению Елены Корзун, следует привести НДПИ в соответствие с Налоговым кодеском, где ничего не говорится о специфической ставке этого налога, и только потом говорить о его дифференцировании. Причем сделать это нужно как можно скорее.

«Нынешняя система налогообложения совершенно не работает при высоких ценах на нефть, — считает гендиректор «АссоНефти». — Фактически производители сейчас выплачивают двойной налог в виде НДПИ и экспортной пошлины. Если это не прекратить, многие компании будут вынужены просто прекратить добычу».

Правда, крупных компаний это коснется в последнюю очередь. Они, пояснила Елена Корзун, могут возмещать свои налоговые затраты, повышая цены на топливо.
Судя по тому, как растут цены на бензин на российских заправках, компании так и делают.
Независимые нефтяные компании (ННК), у которых нет собственной переработки, такой «бензиновой подушкой» не располагают, и для них перспектива прекращения деятельности становится вполне реальной.

Но, похоже, судьба ННК, добывающих около 6% всей российской нефти, государство волнует гораздо меньше, чем стабильность бюджета и сверхдоходы от нефти. В заявлении Михаила Моторина о независимых производителях сырья нет ни слова. «Однажды нас уже назвали статистической погрешностью, — заявила «Газете.Ru» Елена Корзун. – Не хотелось бы, чтобы это повторилось».

Новости и материалы
Пашинян призвал Армению и Азербайджан вернуться к границам советских республик
Пашинян готов «сделать все на 100% и даже больше» ради мира с Азербайджаном в этом году
Психолог объяснил, как правильно ссориться при детях
Украинец залил газовым балончиком военокомов, не сумев дать взятку
В Белом доме недовольны сотрудничеством России и КНДР
Медведев рассказал, как «Орешник» повлияет на конфликт на Украине
Гуф сделал предложение своей девушке на сцене во время концерта в Москве
Отец и сын торговали нелегальным спиртом в Москве и попались полиции
В Ливане могут создать миротворческий орган во главе с США
Медведев заявил, что Россия рассчитывает только на свои силы в конфликте на Украине
В Канаде зафиксировали крупнейшую за девять лет вспышку кори
«Всегда отговорки»: названа причина, по которой «Спартак» не борется за медали
В Мурманске «на случай форс-мажора» начали продавать места в бомбоубежище с магазином
Павлюченко назвал четыре команды, которые могут завоевать медали в РПЛ
Российская пенсионерка набрала кредитов и отдала мошенникам 8,5 млн рублей
Россиянка пришла домой к знакомому и напала на него с топором из-за домогательств
В Киргизии запретили электронные сигареты
Под Смоленском юноша попытался устроиться на удаленную работу и лишился сбережений
Все новости