Министр природных ресурсов Юрий Трутнев в пятницу сообщил, что в течение этой недели должно проясниться, на каких условиях будут продаваться самые крупные в Евразии месторождения — медное в Удокане и золотое в Сухом Логе.
Господин Трутнев обещал, что план торгов на право разработки месторождений будет подготовлен до 15 октября Минэкономразвития и Министерством природных ресурсов.
«Документ практически готов, на следующей неделе мы планируем его подписать»,
— сказал Трутнев.
Он также сообщил, что «тендер на право разработки Удоканского месторождения состоится в 2004 году, максимум в начале 2005 года. А аукцион по Сухому Логу состоится не ранее второго полугодия 2005 года».
На право разработки Сухого Лога и Удокана претендует множество компаний, как отечественных, так и иностранных. Но перспектива участия иностранных компаний не слишком улыбается государству. Аналитики уверены, что сроки аукциона по «Сухому Логу» постоянно переносятся именно по этой причине. Последний раз о переносе сроков на конец 2005 года стало известно в сентябре. Об этом сообщал источник в МПР.
Совсем закрыть аукцион от иностранцев правительству не с руки, потому что начнутся разговоры о нежелании государства провести либерализацию отрасли и сделать ее открытой для иностранных инвестиций.
Тем временем желающих поучаствовать в аукционе становится все больше. В конце сентября об интересе к месторождению заявила инвестиционная группа «Алроса». Компания занимает лидирующие позиции в алмазном бизнесе, золотодобыча также входит в круг ее интересов. Так, ИГ (организация запрещена в России) «Алроса» принадлежит 99% акций ООО ГК «Алданзолото», крупнейшего золотодобывающего предприятия в Якутии.
До этого о своем желании принять участие в аукционе говорили такие российские компании, как «Полиметалл», ООО «Компания «Базовый элемент» и «Русал». Из зарубежных компаний отметились канадская Barrick Gold и британская Fleming Family&Partners.
Основным претендентом на сухоложское золото считается ОАО ГМК «Норильский никель». Представители компании неоднократно говорили о желании приобрести месторождение. Последним по этому поводу высказался заместитель председателя правление «Норильского никеля» Леонид Рожецкин. На конференции «Россия: инвестиции в экономику роста» в конце сентября господин Рожецкин сказал, что «как только сроки аукциона будут объявлены, компания заявит о своем участии в нем».
Аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина по этому поводу сказала, что некоторые иностранные компании, заявлявшие о своем желании участвовать в аукционе, сочли «Норильский никель» слишком сильным соперником для себя и теперь сомневаются в своем участии. Переносы сроков госпожа Ложкина объясняет тем, что
«правительство, возможно, собирается как-то поменять условия аукциона, чтобы привлечь к нему больше игроков, оживить тем самым ситуацию, и постараться продать месторождение подороже».
Интерес к Удокану проявляли как российские компании (Уральская горно-металлургическая компания), так и казахстанский медный монополист «Казахмыс». От исхода аукциона напрямую зависит будущее УГМК. Если победа в тендере не останется за уральскими металлургами, компании, возможно, придется ставить вопрос о перепрофилировании — из-за недостатка сырьевой базы.
Шансы на победу «Казахмыса», стратегическим партнером которого стал крупнейший корейский чеболь Samsung, оцениваются аналитиками высоко.
Помимо этих двух претендентов не исключена возможность участия в тендере все того же «Норильского никеля» и учрежденной в сентябре «Русской медной компании». Компания была образована бывшим акционером «УГМК-Холдинг» Игорем Алтушкиным, после того, как господин Алтушкин и генеральный директор УГМК Андрей Козицын разделили бизнес.
Шансы РМК на победу в аукционе по Удокану призрачны. Предположительная стартовая цена месторождения составит порядка 1 млрд рублей, а его разработка уже на первых порах потребует $100–300 млн. Вряд ли РМК справится с этой задачей своими силами, а для получения кредитных ресурсов компании необходимо много времени, сил и средств потратить на создание корпоративного имиджа и получение международных рейтингов.