Распространенные в России слухи о том, что Макса Раабе изобрели воронежские пираты, несколько преувеличены. Вся эта история с противным декадентским голоском и кабаретным оркестром появилась, когда русские пираты записывали еще пластинки на рентгеновские снимки или в лучшем случае на китайские компакт-кассеты. Все гораздо проще. Кабаре никогда не выходило из моды.
Стоило только кому-нибудь забыть о том, как развлекались их двоюродные дедушки (абсент, кокаин и сифилис не очень-то способствует размножению, поэтому родные дедушки и бабушки почти всегда добродетельны), как появлялся какой-нибудь гений вроде Боба Фосса и напоминал: декаданс, джаз, носатые карлики-уродцы, борьба женщин в грязи, носки на подвязках и костюмы-тройки в мелкую полоску.
Макс Раабе в этот дискурс вписался еще в конце восьмидесятых, после того как окончил факультет оперного пения Берлинского университета искусств. Песенки про Лу-Лу, Ки-Ки и Ми-Ми, влюбленных трансвеститов и прочий тустеп пользовались довольно большей популярностью еще до того, как герр Раабе нашел свою главную комедийную фишку.
Раабе сначала просто их вспомнил, а потом сделал ход столь же простой, сколь и гениальный — нашел в себе мужество признать и эксплуатировать простую идею: поп-музыка очень смешна. У нее придурочные мелодии, идиотские, пафосные и примитивные тексты, это кич и дурновкусие. Ее нужно только соответствующим образом показать.
Гнусавый кошачий голосок, ритм фокстрота или, скажем, кейкуока и абсолютная, каменная серьезность шансонье (зингера) подходят для этого наилучшим образом.
Даже если бы Макс Раабе сделал бы это плохо, песни «Секс-бомб» Тома Джонса, «Упс, ай дид ит эгейн» Бритни Спирс и «Барби Гёрл» «Эйфел 65», перепетые для исполнения между абсентом и ревю одетых в перья балерин, принесли бы ему заслуженную славу и богатство.
Но Рабе — человек, безусловно, талантливый, с тонким и умным вкусом, ироничный. Это спасает его, даже когда он записывает подряд три диска — «Суперхиты», «Суперхиты-2», «Величайшие хиты», альбом рождественских колядок и сборник песен Курта Вайля — все в своей отвратительной, порочащей честь и достоинство поэта и композитора манере. Другой бы на его месте был растерзан, уничтожен, осмеян и забыт. Господин Раабе благополучно собирает полные залы (без всякой помощи воронежских пиратов), пару раз даже стадионы, один раз он спел перед аудиторией в семнадцать тысяч поклонников.
К нему не может быть никаких претензий со стороны адвокатов по авторскому праву: он паразитирует на чужом творчестве совершенно законно, так как любой авторский продукт можно использовать, если над ним издеваться.
А главное — у него есть огромный, прямо-таки безграничный потенциальный репертуар. Знаменитых, узнаваемых поп-хитов невероятное множество. Он не перепел еще «Yesterday» , не поиздевался еще над «Paint It Black», он может прямо-таки уничтожить «Oh show me the way to the next whisky bar».
В Москве вся эта веселая порнография считается большим шиком. Раабе уже дважды бывал в нашей столице, один раз выступив в Кремле, подобно источникам его вдохновения — поп-исполнителям предпенсионного возраста, один раз — на вечеринке в честь открытия одного рок-журнала.
Теперь вот его привезли производители дорогих немецких автомобилей на вечеринку в честь продвижения эксклюзивных средств передвижения. Они, в отличие от рок-журналистов, показали себя настоящими филантропами и даже пустили на концерт в честь себя постороннюю публику — разумеется, за деньги, чтобы уж и рыбку съесть, и вообще.
Ознакомиться с рекламой автомобилей, Бритни Спирс, Тома Джонса, а также нездорового образа жизни можно в Большом зале МДМ 4 октября в 19.00.