С 1 октября постановлением правительства Москвы на станциях Московского метрополитена и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей запрещено «осуществление всех видов торговой деятельности, игорного бизнеса и общественного питания».
По оценкам экспертов, оборот подземной торговли составляет около $200–400 млн в год, из них $80 млн приходится на продажу периодической печати.
Еще 16 сентября руководство столичного метрополитена запретило торговать на вверенной ему территории газетами и журналами. В апреле правительственная межведомственная антитеррористическая комиссия вынесла решение о целесообразности запрета розничной торговли в Московском метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг станций и сооружений подземки. Правда, тогда же заявили, что взамен в метро могут быть установлены торговые автоматы для продаж печатных СМИ.
«Гаев (начальник Московского метрополитена. — «Газета.Ru»), видимо, решил встретить распоряжение мэра во всеоружии, уже очистив территорию метро от лотков, — заявила «Газете.Ru» Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати. — И это несмотря на многочисленные обращения в его адрес, где содержалась просьба дождаться официального распоряжения правительства Москвы, которое готовилось и разрабатывалось совместно с общественными организациями».
«Запрет на торговлю – акция, вызывающая сожаление у всего медиасообщества, — считает Александр Оськин, президент правления Ассоциации распространителей печатной продукции. – Этот запрет больно ударил по интересам издателей, потому что московские тиражи сократятся от 20 до 50%». По его мнению, главное не то, что пострадают несколько тысяч человек, торговавших в метро СМИ, главное — что москвичи не будут иметь свободного доступа к прессе.
На этом фоне питерский мэр Валентина Матвиенко, которая взяла под защиту продажу прессы в метро, выглядит героем.
«Сейчас нам говорят, что будут приняты дополнительные меры по продаже прессы в метро через автоматы и так называемые стационарные торговыe точки, — заявил Александр Оськин. – Но автоматы работают плохо, кроме того, если в обычном киоске 200-300 наименований печатных СМИ, то в автомате только 7. Так что автоматы эту брешь не закроют».
В распоряжении «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена» оговорена следующая процедура: «Комитет по телекоммуникациям и СМИ совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и ГУП «Московский метрополитен» в двухмесячный срок должны разработать конкурсную документацию по размещению киосков по продаже печатной продукции и торговых автоматов, согласовать ее с комитетом города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и утвердить. Проведен конкурс должен быть до 1 февраля 2005 года».
Практически сразу после подписания мэром этого распоряжения Гильдия издателей создала некоммерческое партнерство «Издательская инициатива», в состав учредителей которого вошли 11 крупных издательских домов. «Наша задача-минимум, – говорит Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей, — как можно быстрее восстановить объемы распространения периодики в московском метро. Задача-максимум – увеличить количество точек цивилизованной торговли прессой как в метро, так и на поверхности».
Согласно этому заявлению, принципиальной позицией некоммерческого партнерства является то, что они «не будут заниматься торговой деятельностью, создавать нового игрока рынка и конкурировать с существующими агентствами, пытаясь извлечь коммерческие выгоды из создавшейся ситуации».
В любом случае ситуация, в которой сейчас оказались издатели, существенно не изменится в течение ближайшего года. Все это время издатели будут нести значительные убытки и терять тиражи, а горожанам придется запасаться газетами для чтения в метро заблаговременно.