По словам Риджа, на заседании правительства США Буш поставил перед министерством национальной безопасности, ФБР и министерством юстиции задачу проанализировать теракт в России. «Как правительство и различные правительственные ведомства реагировали на инцидент, к настоящему времени неизвестно. Предварительная информация показывает, что не было соответствующей координации, руководства и управления и кого-либо, кто бы нес за это ответственность», — пояснил Ридж агентству Associated Press. Основная цель работы, которую должны будут провести американские спецслужбы, состоит в том, чтобы в случае необходимости действия всех властных структур США были скоординированными, а значит — эффективными.
Чтобы понять, где российские чиновники допустили просчеты, американские власти попытаются собрать как можно более подробную информацию о том, как был спланирован и проведен захват заложников в Беслане.
Правда, пока процесс сбора этих данных идет довольно тяжело: по словам Риджа, правительство США пока вынуждено довольствоваться данными о теракте, опубликованными в СМИ, что нельзя считать достоверными источниками. Как сообщает агентство Associated Press, руководители американских силовых ведомств надеются на помощь российских властей в своем расследовании, например, они ждут предоставления более точных данных и о самом захвате, а также о действиях спецслужб.
Насколько американцам повезет в сотрудничестве с российскими чиновниками – непонятно, так как президент Владимир Путин уже заявил, что в России по факту случившегося будет проводиться исключительно внутреннее расследования событий. А это значит, что его результаты не будут преданы огласке. Более того, в своем обращении к нации в связи с трагедией Путин заявил, что за терактом стоят некие внешние силы, пытающиеся «растащить Россию». Прямо он их не назвал, но многие комментаторы и политологи сделали вывод о том, что Путин говорил о Западе вообще и США в частности, которые настойчиво продолжают оценивать конфликт в Чечне с кардинально иных позиций, чем это делает на протяжении последних пяти лет сам российский президент. В общем, рассчитывать на получение полных и достоверных данных от российских властей американским спецслужбам вряд ли стоит.
Конечно, в США надеются, что в их стране такого захвата заложников не произойдет, но, тем не менее, подобная атака террористов «маловероятно, но возможна», считает глава МНБ.
Ридж также подчеркнул, что высокий уровень готовности должен сохраниться и после основного политического события этого года – выборов президента, которые должны пройти в ноябре. Спецслужбы должны быть в полной готовности как минимум до инаугурации нового президента США, запланированной на январь 2005 года. Напомним, о возможных терактах на территории США во время предвыборной кампании не раз заявляла международная террористическая организация «Аль-Каида» (организация запрещена в России). Получив эти угрозы, администрация Буша даже пыталась законодательно подготовить план переноса выборов на 2005 год, чтобы возможные теракты не повлияли на выбор американцев. Однако эти усилия были заблокированы в конгрессе и не нашли понимания в обществе. В этих условиях Бушу ничего другого не остается, как готовиться к любым терактам и разрабатывать меры противодействия террористам с учетом трагического российского опыта в Беслане.
Впрочем, у американцев все-таки есть шанс получить от российских спецслужб существенно больше информации, чем известно о события в Беслане российскому обществу.
Представители администрации США активно поддержали заявление начальника Генштаба российской армии Юрия Балуевского о готовности России наносить удары по террористам в любой точке планеты.
В частности, минувшим вечером угрозы Балуевского поддержал посол США в России Александр Вершбоу, находящийся с визитом в Новосибирске. «Я думаю, что никакая великая держава не может исключать, что базы террористов на территории других стран были бы целью ответных ударов и превентивных ударов, если есть настоящая угроза безопасности своего народа», — заявил дипломат журналистам, передает агентство «Интерфакс». Он напомнил, что «борьба с терроризмом — это борьба с врагом, который не уважает международные границы», потому с этой проблемой надо справляться вместе. Он подтвердил, что США будут оказывать помощь России, гуманитарную и не только. Само собой, США рассчитывают на взаимность.