Российские власти не будут отчитываться перед Западом об обстоятельствах штурма школы в Беслане. Не будет и переговоров с чеченскими сепаратистами. Такие заявления сделал лично президент Путин в интервью западным СМИ. Его выступление стало ответом голландцам и французам, требующих у Кремля отчитаться за Беслан.
Западное общественное мнение требует «всей правды» о событиях в Беслане. На фоне шквала соболезнований и слов поддержки европейцев и американцев выделяются некоторые комментарии от руководства Нидерландов и Франции. Первое жесткое заявление сделал еще на прошлой неделе глава голландского МИДа Бернард Бот. Он высказался почти сразу после штурма школы в Беслане. Министр сначала осудил теракты, после чего добавил: «Мы хотели бы получить от российских властей сведения о том, как могла случиться эта трагедия». Немедленно вспыхнул дипломатический скандал — в российском руководстве слова Бота сочли неприемлемыми и по существу, и по тону. Министр иностранных дел России Сергей Лавров публично назвал заявление голландского министра «кощунственным». Для разъяснений был вызван посол Голландии в Москве. Амстердам впоследствии ослабил нажим. Дипломаты объяснили возникший скандал «неправильностью перевода» — мол, министр Бот ничего не требовал, просто говорил о своей озабоченности и желании знать всю правду о произошедшем в Беслане. А Reuters и дипслужба ЕС представили слова министра как требования. В информагенствах интервью Бота вышло под заголовком «ЕС требует у России объяснений о столь большом числе потерь в Беслане».
Скандал казался уже исчерпанным, но тут последовали новые требования. Заявление голландца по существу повторил премьер-министр дружественной Франции Жан-Пьер Раффарен. По его словам, «Париж ждет всю необходимую информацию о действиях российских спецслужб».
Как и Бот, Раффарен соблюдал приличия. Он подчеркнул, что солидарен с Россией перед лицом теракта в Беслане. При этом во вчерашнем интервью французскому радио министр заговорил ни больше ни меньше о геноциде чеченцев. Париж, по его словам, регулярно напоминает России о необходимости соблюдать права человека в Чечне. Аналитики считают заявления нидерландского и французского министров общеевропейской тенденцией. Считается, что в ЕС поубавилось симпатий к России после вступления в ЕС нескольких бывших советских республик. Якобы именно они настраивают ключевых членов Евросоюза на более жесткий диалог с Москвой.
На все требования европейских союзников ответил вчера российский президент Владимир Путин. Он дал ответы западным журналистам в ходе трехчасовой пресс-конференции в своей подмосковной резиденции.
Нидерландам и Франции президент ответил уже в самом начале пресс-конференции: никаких публичных объяснений в связи с Бесланом не будет.
Но внутреннее расследование обстоятельств теракта в Беслане будет проведено. Закрытое расследование понадобится, чтобы восстановить хронику событий и найти виновных среди федеральных сил, если таковые имеются. Президент не возражает также против независимого расследования обстоятельств российским парламентом (насколько независимым может быть такое расследование, «Газета.Ru» уже писала). Хотя лично он убежден, что такое разбирательство будет неэффективным и будет напоминать политическое шоу.
Вообще, вчерашнее интервью президента Путина по-своему уникально. Российский лидер, по всей видимости, очень хотел, чтобы его поняли и с ним согласились. Для этого он приводил много примеров, близких и понятных западным журналистам. Так, отвечая на вопрос о возможности переговоров с главарями чеченских боевиков, российский лидер сравнил их с беседой с главой «Аль-Каиды» (организация запрещена в России): «Почему бы вам не пригласить Усаму бен Ладена в Брюссель или Белый дом и не сесть с ним за стол переговоров, не дать ему то, чего он хочет, и не отпустить с миром?» — риторически спросил президент. Журналисты The Guardian усмотрели в этот момент на лице Путина саркастическую усмешку. Оправдывая жесткие методы подавления чеченских террористов, Путин снова прибег к аналогиям. «Поправьте меня, если я не прав. Но Маргарет Тэтчер, с которой я не раз встречался, как-то сказала: человека, который вышел на улицу, чтобы убить другого человека, самого нужно убить».
Позиция российских властей по отношению к чеченскому терроризму будет обсуждаться также и на начавшейся сегодня встрече представителей России и НАТО.
Аналитики не сомневаются, что страны-участницы осудят последние террористические акты в России. Но мало кто верит, что наша страна получит натовскую поддержку в вопросе ужесточения чеченской политики. В прошлом, напоминают эксперты, политика Москвы на Северном Кавказе не встречала понимания среди участников Североатлантического альянса.