В субботу глава Федерального космического агентства России Анатолий Перминов подписал распоряжение об утверждении экипажа космического корабля «Союз ТМА-5», который доставит на МКС десятую основную экспедицию. Об этом «Газете.Ru» сообщил официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко. Как и предполагалось, российский космонавт Салижан Шарипов стал командиром «Союза» и бортинженером Международной космической станции, а астронавт NASA Лерой Чиао – бортинженером №1 российского космического корабля и командиром МКС. Не стало новостью и утверждение третьим членом экипажа «Союза», бортинженером №2, подполковника Космических войск (КВ) Юрия Шаргина.
На самой станции офицер будет исполнять роль единственного члена экипажа седьмой экспедиции посещения.
Накануне в Роскосмосе прошло заседание Межведомственной комиссии во главе с заместителем главы агентства Николаем Моисеевым. Специалисты обсудили предложения и замечания организаций, участвующих в подготовке полета, выяснили ход работ по запуску «Союза», наметили предполетные мероприятия, а также обсудили основные задачи нового экипажа на борту МКС. На этом же заседании комиссия утвердила предложение по экипажам на предстоящий полет.
Помимо основного, специалисты назначили и дублирующий состав. Дублерами стали космонавт Валерий Токарев и астронавт Уильям Макартур. Кстати, эта пара должна была полететь на МКС еще в апреле этого года, однако за три месяца до этого 52-летнего американца вывели из экипажа «по медицинским показаниям». Вместо него в пару к Токареву поставили Лероя Чиао, а Геннадий Падалка и Майкл Финк, которые работают на станции сейчас, вообще-то должны были быть их дублерами. Но в конце концов NASA попросило о переводе в разряд запасных и Валерия Токарева – напарника Макартура. Теперь двойка воссоединилась, хотя, конечно, шансы дублеров на октябрьский полет минимальны.
С 44-летним подполковником КВ Юрием Шаргиным история еще интересней. Офицер некоторое время служил на космодроме Байконур, а к концу 1980-х стал военным представителем в РКК «Энергия». В 1996 году Шаргин начал тренировки в отряде космонавтов, но вероятность его полета была ничтожной. Офицера долгое время переводили из одних войск в другие, пока в 2001 году не были созданы КВ, главой которых стал Анатолий Перминов. Командующий заявил, что Шаргин полетит обязательно. Это было делом престижа для нового рода войск. По вопросу полета единственного космонавта КВ даже велись серьезные переговоры с главой Росавиакосмоса Юрием Коптевым. Однако, когда в 2004 году вакантное место на «Союзе» все-таки появилось, Перминов, уже сам ставший главой космического агентства, решил все-таки продать его.
Как уже писала «Газета.Ru», сначала на коммерческое кресло претендовал американец Грегори Олсен. Он собирался не просто слетать на МКС, но и окупить свои расходы, занимаясь исследовательской работой и выращивая кристаллы для использования в инфракрасных датчиках и других высокотехнологичных устройствах. Но в конце июня 2004 года его забраковали медики.
Тогда появился новый кандидат – предприниматель из Санкт-Петербурга Сергей Полонский. Чем он собирался заниматься в космосе, неизвестно. Но судя по некоторым его интервью, он рассматривал полет в космос как «осуществление детской мечты», а также как рекламу. Тем более что Полонский возглавляет корпорацию «Строймонтаж», а исследования по строительной части на МКС проводить вроде бы не имеет смысла.
По широте русской души предприниматель собирался отдать за фантазии своего детства почти $13 млн, но и с ним у Роскосмоса возникли проблемы.
При росте в 195 см и весе в 103 кг (вместо нормы 190:80) медики запретили Полонскому полет (несмотря на то, что он уже заплатил почти полмиллиона долларов за подготовку в ЦПК). Тем более что предприниматель сам предъявлял к Роскосмосу завышенные требования по страхованию полета.
При отсутствии спроса очередь дошла до подполковника КВ. Шаргин, который уже и не надеялся полететь, все-таки стал утвержденным членом экипажа «Союз ТМА-5». Правда, что будет делать на МКС он, пока тоже неизвестно. Не так давно нынешний глава КВ Владимир Поповкин заявил, если Шаргин полетит, то обязательно со своей научной программой. «В войсках есть вопросы, на которые офицер сможет ответить только после возвращения с орбиты», – сказал он. Хотя, видимо, секретных дел Минобороны его работа все-таки не будет касаться: любые действия в интересах военных ведомств на международной станции запрещены.
«Дублера у Шаргина нет», — пояснил «Газете.Ru» представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко. То есть, если по каким-то причинам офицера КВ отстранят от полета, вместо него «Союз» доставит на станцию какой-нибудь груз.
Пока же, вплоть до запуска космического корабля, космонавты и астронавт продолжат тренировки в Центре подготовки космонавтов и на космодроме Байконур.