Рассмотрение этого не слишком сложного дела длилось на удивление долго: московский арбитражный суд получил жалобу ЮКОСа на действия судебного пристава Дмитрия Борисова еще 27 июля. После нескольких переносов слушаний рассмотрение дела по существу судьей Александром Васильевым началось только в пятницу.
Адвокаты ЮКОСа заявили, что решение судебного пристава Борисова арестовать акции «Юганскнефтегаза» незаконно, поскольку это один из основных активов компании, взыскание на который может быть обращено только в третью очередь. Согласно закону, в первую очередь с должника взыскиваются денежные средства и имущество, не имеющее отношения к основной производственной деятельности (столы, стулья, автомобили, предметы искусства). Если вырученных средств для погашения долга не хватает, взыскателю разрешается перейти к имуществу второй очереди, то есть изъять производимую должником продукцию (в данном случае — нефть). И только в третью очередь закон разрешает отбирать у должника основные производственные активы.
Пленум Высшего арбитражного суда еще пять лет назад, рассматривая нашумевшую тогда историю с «Пурнефтегазом» (акции этого основного нефтедобывающего предприятия «Роснефти» были тогда проданы судебными приставами за какие-то $10 млн), вынес решение, в котором четко и ясно объяснил – акции дочерних предприятий, внесенные в уставный капитал предприятия в ходе приватизации, относятся к имуществу третьей очереди.
Представители службы судебных приставов возразили – по их мнению, арест акций «Юганскнефтегаза» произведен в полном соответствии с законодательством.
Они заявили, что реализовывать эти бумаги в настоящее время никто не собирается, а, мол, это просто обеспечительная мера
. В настоящее время, сказали приставы, происходит взыскание денежных средств с ЮКОСа, причем этот процесс «идет шикарно». По данным самой компании, к концу этой недели приставы уже взыскали $900 млн из долга в $3,4 млрд. Еще 357 млн ЮКОС планирует заплатить из денег, вырученных от продажи ТНК-ВР компании «Роспан» и, кроме того, рассчитывает на зачет $570 млн платежей по НДС.
Еще судебные приставы посетовали, почему, в то время как они наложили арест на 60 дочерних компаний ЮКОСа, адвокаты обжалуют только три из них (эти три – основные нефтедобывающие предприятия – «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Томскнефть»). Впрочем, причина разборчивости ЮКОСа понятна – все три предприятия являются ключевыми для деятельности компании. Более того, и в самом ЮКОСе, и на фондовом рынке как о решенном деле говорят, что «Юганскнефтегаз» будет задешево (менее чем за $2 млрд) продан близкой властям компании. Чаще других в этом смысле называют госкомпанию «Роснефть», председателем совета директоров которой недавно стал соратник и друг президента Игорь Сечин.
После четырех часов слушаний судье все стало ясно. Он вынес решение о незаконности действий службы судебных приставов по аресту акций «Юганскнефтегаза». И при этом сослался на ст. 59 закона об исполнительном производстве, где устанавливается очередность наложения взысканий на имущество должника. Теперь приставы вынуждены будут прекратить уже начатую ими оценку «Юганскнефтегаза» и подавать кассационную жалобу.
Пока же ЮКОС торжествует. Официальный комментарий был сух – «мы удовлетворены решением суда».
Однако адвокаты не скрывают своих эмоций: «это решение суда по значимости уступает только освобождению Ходорковского», «правовой беспредел в «деле ЮКОСа», наконец, приостановлен»
Впрочем, аналитики считают, что решение судьи Васильева очень похоже на тактическую уступку властей. «Здоровые силы, если такие еще остались, стараются придать процессу над ЮКОСом хоть сколько-нибудь законный вид», — полагает один. В самом деле, правительству уже в сентябре нужно будет продавать госпакет акций «ЛУКойла», в следующем году – «Аэрофлот» и «Связьинвест». Кроме того, власти почти официально признали, что отток капитала вновь набрал силу и по своим размерам уже приближается к «допутинским» временам. Сотрудники самой компании также придерживаются точки зрения о пусть и временной, но победе относительно либерального крыла власти: «Даже МНС, объявив, что имеет претензии к ЮКОСу за 2001–2003 год, принялась вторично проверять свои выводы, выслушав наши возражения». В ЮКОСе отказываются верить в гипотезу о том, что освобожденный в пятницу от угрозы продажи за бесценок «Юганскнефтегаз» просто «сэкономлен» на будущее:
ключевой актив ЮКОСа пригодится для обеспечения будущих исков МНС.
«Такого беспредела, какой мы видели весной и летом, уже не будет», – уверены в компании.
В начале следующей недели московский арбитражный суд рассмотрит аналогичные жалобы ЮКОСа в отношении ареста акций «Томскнефти» и «Самаранефтегаза». Кроме того, в следующий вторник судья Андрей Гречишкин рассмотрит ходатайство ЮКОСа о приостановлении исполнительного производства, поскольку в его ходе происходят многочисленные нарушения закона. Однако особых иллюзий адвокаты ЮКОСа на сей счет не питают – ведь это именно тот судья, который в рекордные сроки удовлетворил иск МНС о взыскании с ЮКОСа 99,3 млрд рублей.