Два из регионов, выключенных из рейтинга эмитентов Moody`s, и до этого неприятного события были на уровне «низкой кредитоспособности»: у Свердловской области он был на уровне Саа1, у республики Саха (Якутия) — и вовсе на уровне Саа3.
Только у Ямало-Ненецкого АО, вотчины «Газпрома», рейтинг находился на уровне В1, что означает «нестабильную кредитоспособность».
До B1 рейтинг ЯНАО был повышен в декабре 2002 года, но уже тогда аналитики Moody`s считали сдерживающим фактором «высокую отраслевую концентрацию и зависимость экономики и бюджета округа от одной крупнейшей компании».
Отраслевая концентрация, в частности, выражается в том, что вся экономика округа построена на топливной промышленности, доля которой составляет 95,4%, а 60% из этого объема приходятся на добычу газа.
Но, как следует из материалов Moody`s, уровень кредитоспособности Ямалу два года назад повысили по той же причине — из-за «высокой обеспеченности запасами углеводородного сырья и политической стабильности».
Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики признаются, что решение Moody`s их удивляет.
«Для нас формулировка «по деловым мотивам», да и ситуация в целом, непонятна, — поделились с «Газетой.Ru» в инвестиционной компании «ОЛМА». – Из-за этого мы затрудняемся дать однозначную оценку действиям агентства».
Аналитик финансового холдинга «Тройка Диалог» Александр Кудрин разделяет эту точку зрения: «Не совсем понятно, что именно произошло. Скорее всего, это связано с техническими и экономическими причинами. С рейтингами эмитентов ситуация похожа на то, как если бы вы купили мобильный телефон. Вы сначала платите за подключение, а потом периодически вносите абонентскую плату. Также и здесь. Сначала агентству заказывают исследование региона и присваивают ему рейтинг, а потом за его поддержание нужно платить. Если вы не платите – вас отключают».
Moody`s принизило «Газпром» дважды. Помимо исключения его главного добывающего региона из рейтинга эмитентов агентство объявило, что выросла кредитоспособность аналогичного ему монополиста — ОАО «Российские железные дороги». Отныне долгосрочный рейтинг РЖД составляет ВВ+ в иностранной валюте и АА+ по российской шкале.
Таким образом, уровень кредитоспособности ОАО РЖД соответствует Министерству финансов и оставляет далеко позади себя традиционного «рейтингового лидера» — «Газпром».
Надо полагать, «Газпром» не печется о своем рейтинге и не хочет платить. Следовательно, по словам Александра Кудрина из «Тройки Диалога», у него есть все шансы в ближайшее время «быть отключенным».