Торги ценными бумагами ЮКОСа на ММВБ были приостановлены в среду после того, как их цена упала более чем на 15% (со 106,5 до 83,09 рублей за акцию). В РТС торги акциями нефтяной компании в среду не останавливались, хотя там падение было еще более впечатляющим. Бумаги ЮКОСа в РТС подешевели на 20,28% и на момент закрытия торгов стоили $2,85 за штуку.
После столь резкого падения накануне аналитики ожидали роста котировок — и не ошиблись.
Немедленно после открытия торгов акции ЮКОСа начали резко расти. На ММВБ за семь минут они прибавили в цене 12%. Почти такой же рост наблюдался и в РТС – плюс 11,5% (до $3,20) за 8 минут с начала торгов.
Тем не менее говорить о какой-то тенденции в связи со столь резким ростом преждевременно, считает аналитик инвестиционной группы «Регион» Константин Гуляев. «Это обычная техническая коррекция после вчерашнего падения, — заявил Гуляев «Газете.Ru» —
Никакой серьезной поддержки бумаг ЮКОСа нет, и любая негативная новость может вызвать новый обвал».
«Акции ЮКОСа сейчас ведут себя, как качели», — заметил аналитик.
Это сравнение действительно хорошо демонстрирует динамику цен на рынке. Незадолго до полудня в РТС пакет акций ЮКОСа был продан по $3,16 за штуку. А уже в 12.10 была заключена такая же сделка, но уже по $3,27.
По словам Константина Гуляева, крупные инвесторы уже значительно сократили свои пакеты акций ЮКОСа, продав их на уровнях, близких к $8 за штуку. Следующего крупного сброса бумаг нефтяной компании аналитик ждет в случае, если цена акции упадет до уровня $1,5–2.
Аналитик не исключает подобного развития событий. Хотя справедливая цена акций ЮКОСа без «Юганскнефтегаза», в скорой продаже которого уже никто не сомневается, по оценке ИГ (организация запрещена в России) «Регион», находится в районе $3-4 за штуку, нужно учитывать огромные риски, связанные с возможностью приостановки нормальной деятельности компании. «Если эти риски реализуются, можно ожидать падения акций ЮКОСа на уровень $1,5», — заявил Константин Гуляев «Газете.Ru».
«Рынок позитивно отреагировал на заявление службы судебных приставов, которые утверждают, что их действия не приведут к прекращению добычи нефти предприятиями ЮКОСа»,
— такого мнения придерживается начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин.
Впрочем, строить на этом долгосрочный прогноз он тоже не намерен: «Вряд ли после этого заявления количество желающих продать акции ЮКОСа, которые в среду устроили на рынке настоящую панику, сильно уменьшится». Поэтому Максим Шеин ожидает дальнейшего снижения котировок, а справедливой ценой ЮКОСа в случае продажи «Юганскнефтегаза» считает $1,5 за акцию.
Паника началась, еще когда судебные приставы объявили о начале предпродажной подготовки главной добывающей дочки ЮКОСа — ОАО «Юганскнефтегаз». В среду ее усугубили ставшие достоянием общественности подробности постановлений об аресте активов ЮКОСа. Эти постановления фактически запрещают добывающим предприятиям компании продавать добытую ими нефть, что означает остановку производства.
Служба судебных приставов немедленно выступила с опровержением. «Действия судебных приставов тем более никак не могли парализовать работу хозяйственного комплекса дочерних предприятий ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Томскнефтегаз», поскольку постановлений о запрете отчуждения имущества не выносилось», — заявил руководитель департамента судебных приставов Минюста РФ Андрей Беляков.
Между тем в тексте постановления, экземпляр которого имеется в распоряжении «Газеты.Ru», этот запрет присутствует.
Ситуация несколько прояснилась в четверг, когда пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин сообщил о снятии судебными приставами запрета на отчуждение имущества дочерних компаний ЮКОСа, существование которого накануне отрицал их руководитель. Как явствует из письма Минюста, предоставленного Шадриным журналистам и датированного 28 июля, запрет на отчуждение был наложен якобы исключительно для обеспечения постановления, которое служба судебных приставов направила в адрес территориальных органов, занятых государственной регистрацией сделок с недвижимостью.
Этим постановлением запрещалась регистрация любых сделок, направленных на изменение статуса имущества дочерних компаний ЮКОСа.
До тех пор пока териториальный орган не примет этот запрет к исполнению, дочкам ЮКОСа и запретили распоряжаться своим имуществом.
Теперь за тем, чтобы имущество ЮКОСа в его дочерних компаниях не исчезло в неизвестном направлении, будут следить «товарищи на местах». «В связи в получением и исполнением территориальным органом... данного постановления требование о запрете отчуждения или иного изменения статуса имущества снимается», — говорится в письме за подписью судебного пристава Соловьевой.
В общем, выходит, что запрет изначально касался только недвижимого имущества, и все опасения ЮКОСа по его поводу были безосновательными. Это и подтвердил в четверг руководитель службы судебных приставов Александр Беляков.
Между тем, как уже говорилось, никаких оговорок в тексте постановления о запрете отчуждения имущества не было.
В Минюсте, видимо, сами испугались вызванного их действиями всемирного эффекта и теперь пытаются его как-то сгладить.
Судя по тому, что это известие никак не сказалось на текущих котировках бумаг ЮКОСа, рынок уже отыграл связанные с ним положительные ожидания. Так, в РТС по состоянию на 14 часов акции ЮКОСа котировались по $3,3 за штуку. После этого рынок снова замер в ожидании.