Акции ЮКОСа совершили очередной прыжок вниз. За вторник цена сделок с ними в РТС понизилась на 15% — до $3,57 за штуку.
Меньше компания стоила только в кризисном 1998 году и недолгое время спустя.
Начиная с 2001-го, когда российский фондовый рынок начал приходить в себя после кризиса, акции ЮКОСа ни разу не опускались ниже $3,6.
Исторического максимума в $16 они достигли в начале октября прошлого года, за полмесяца до ареста тогдашнего главы компании Михаила Ходорковского. К июню они упали в два раза, а после этого отчаянно пытались удержаться вблизи 8-долларовой отметки. И вот за последнюю неделю рухнули еще вдвое.
Аналитик по нефтегазовому сектору ИГ (организация запрещена в России) «Атон» Зарко Стефановский подсчитал, что, если оценивать стоимость запасов исходя из капитализации компании (по методике enterprise value), то 1 баррель запасов нефти «ЛУКойла» стоит $1,5, а ЮКОСа – чуть более $0,6.
А все потому, что рынок уже потерял всякую надежду и не ждет никаких позитивных новостей. Стефановский в шутку даже говорит, что
если судебные приставы действительно продадут лучший из активов ЮКОСа, «Юганскнефтегаз», за $1,75 млрд, то справедливая цена акций этого нефтяного холдинга вполне может дойти до нуля.
По мнению аналитика по нефти и газу ФК «Уралсиб» (бывший «НИКойл») Льва Сныкова, если исходить из бизнеса, а не из политики, ЮКОС вполне достоин цены в $14 за акцию. Однако и он смотрит на ситуацию пессимистически: «Можно, конечно, строить различные сценарии и учитывать справедливую оценку бизнеса, но все это сейчас малоосновательно. Ориентиров никаких нет – с таким же успехом ЮКОС может стоить и ноль долларов. Все зависит от того, сколько государство возьмет себе, а сколько оставит».
Кредитный аналитик рейтингового агентства Standard & Poor`s Елена Ананькина говорит, что «ЛУКойл» и ЮКОС – вполне сопоставимые по масштабам деятельности компании. Ключевое их отличие сейчас – в политической ситуации. «Именно поэтому рейтинг «ЛУКойла» так разительно отличается от рейтинга ЮКОСа. У «ЛУКойла» – самый высокий среди российских частных компаний кредитный рейтинг – ВВ (даже выше, чем у «Газпрома», так как у газового монополиста много долгов. – «Газета.Ru»). А у ЮКОСа – самый низкий из вообще возможных, преддефолтный СС. А ведь еще некоторое время назад ЮКОС выглядел в некотором смысле гораздо предпочтительнеt «ЛУКойла» – в компании был лучше построен менеджмент, были более высокие темпы роста добычи, эффективность инвестиций и прочие показатели. Сейчас же ее судьба полностью зависит от действий чиновников, которые, к сожалению, зачастую мотивированы скорее политически, чем экономически».
«И дело вовсе не в том, что нефть у ЮКОСа в три раза хуже, а в том, что
прибыль от добычи и продажи этой нефти не обязательно достанется акционерам», --заключает Елена Ананькина.
Единственное, чего теперь ждут на фондовом рынке, считает Зарко Стефановский, – по какой цене будет продан «Юганскнефтегаз».
Лев Сныков уверен, что долгосрочных инвесторов у ЮКОСа не осталось – только спекулянты, которые надеются подзаработать на кратковременных колебаниях котировок.