Нынешний девятый Форум художественных инициатив развернулся неожиданно широко и серьезно для летнего художественного мероприятия. Традиционной площадки – Нового Манежа – для него оказалось мало, в ход пошли пространства клубов «ПирОГИ» на Большой Дмитровке и на Никольской. Новый Манеж оказался поделен поровну между двумя выставочными проектами.
Вариантов два. Первый: входишь и направо – прямо в «Рай». Он же «Paradise», поскольку выставка включена в серию международных кураторских проектов. Первая экспозиция с этим грифом состоялась в Берлине в бункере под Александерплац. Часть российских проектов из той выставки перекочевала в Москву. Есть среди экспонентов и немцы: Биргит Рамзауер проводит перформансы на Пушкинской площади, на Лубянке, у стен Василия Блаженного, в автобусе на Ленинском проспекте; Миша Кубалль показывает, как красиво в темной комнате дискотечные зеркальные шары отражают спроецированные на них слова material / immaterial. От их проектов, как от многого в европейском искусстве, веет медицинской стерильностью. Улыбчивая Биргит с искренним европейским интересом испытывает российскую толерантность и свободу слова на прочность, сидя там, где нельзя сидеть, предлагая людям выступать в очерченных желтым скотчем пространствах, подбивая их читать стихи с нецензурной лексикой или устраивая перформанс поцелуев.
Такое ощущение, что это тест: пройдем – пустят в ВТО или еще куда. Но, похоже, не проходим.
Выставки Биргит, кстати, параллельно и независимо от форума открылись в галерее Гельмана и в Spider & Mouse.
Среди российских экспонентов много завсегдатаев форума. Ирина Затуловская по-прежнему рисует на жести, Владимир Брайнин – на холсте, Герман Виноградов извлекает звуки из всяких железок, Леонид Тишков из остатков одежды сплетает тряпичные фигурки с лицами своих предков, группа «Куда бегут собаки» оцифровывает воду – все на своих местах с разной степени новизны проектами. Наотмашь бьет только одна вещь – работа Татьяны Добер и Александра Алексеева. Чтобы попасть в зал «Рая», надо пройти сквозь озелененный коридор и неотвратимо упереться в большую фотографию железных ворот с надписью «Jedem Das Seine» («Каждому свое»). За воротами – умиротворяющий пейзаж.
Если кто еще не понял, то это – ворота Бухенвальда.
Покончив, таким образом, с «Раем», перейдем ко второму варианту. Итак, входишь и налево. Здесь поместилась гастролировавшая в Баден-Бадене выставка «На курорт». Опять старые знакомцы: Дмитрий Цветков с вышитым оружием, Кулик с модифицированной «Лолитой» (прибавлено интересное в своем роде видео о том, как снимался этот давнишний проект с голыми мужиками и девочками в стеклянном аквариуме), Влад Мамышев (Монро) по-прежнему изображает Достоевского (куратор Георгий Никич сообщил, что Владик Достоевского не читал никогда). Татьяна Антошина радует видом обнаженной старой дамы в окружении так же одетых молодых людей – это из проекта «Европа», весьма качественно сделанного, кстати. Инсталляция «Monstruation» группы Escape немного прямолинейно, но с чувством делает из рояля девочку. А наибольшим интересом публики пользуется «Волшебное зеркало» Викентия Нилина – такая комната… Нет, лучше сами посмотрите.
Есть, конечно, еще третий вариант – никуда не ходить. Но форум в этом году превзошел себя наконец-то. И с былыми вымученными июльскими экспозициями его не стоит равнять. На худой конец, можно дойти до «ПирОГов» и посмотреть на канализационные люки Алекса Фишера.
Он их перерисовывал по всему миру, как многие из нас в детстве монетки – положив сверху бумагу и штрихуя карандашом.
Там же, на Никольской, «Люки московской канализации» Александра Холопова. А на Большой Дмитровке – старые курортные фотографии 1920–1930-х годов – выставка «Ненужная память», подготовленная Государственным центром фотографии из Санкт-Петербурга.
ГВЗ «Новый Манеж», «ПирОГИ» на Большой Дмитровке и Никольской улице. Московский международный форум художественных инициатив. До 8 августа.