Заместитель министра торговли США Уильям Лэш пробыл в Москве три дня. И хотя в начале пресс-конференции по итогам поездки он традиционно заявил, что ее результатами удовлетворен, из дальнейшего стало ясно, что
деловые отношения между Россией и США приобретают все более натянутый характер.
Основные неприятности прежние – неутомимость российских интеллектуальных пиратов и разногласия в сфере энергетического сотрудничества. Замминистра еще раз привел ужасающие цифры – из-за российских пиратов, нарушающих права интеллектуальной собственности, американская промышленность ежегодно теряет более $1 млрд. И снова пригрозил перспективой исключения России из списка стран, входящих в Систему генеральных преференций (GSP). Исключение могло состояться еще 30 июня, когда этот вопрос рассматривался руководством США, но не состоялось. Это не значит, что Россия может вздохнуть свободно, отметил Уильям Лэш, — просто вынесение окончательного решения пока отложено до октября.
Почему отложено, он внятно объяснить не смог: мол, причиной такой лояльности американских властей стали «партнерские, близкие отношения» президентов Джорджа Буша и Владимира Путина, а также министров торговли обеих стран Германа Грефа и Дональда Эванса. Но, скорее всего, США просто не хотят терять последний козырь в борьбе с российскими пиратами. Хотя и козырем-то это назвать сложно. Членство в GSP дает право российским экспортерам беспошлинно ввозить в США продукцию на сумму более $400 млн в год. А это меньше $1 млрд ущерба, который несут американцы.
Так что здесь условия могут ставить скорее российские власти. К тому же по GSP Россия поставляет в США такие материалы, как кованый титан, алюминий, углеводород, феррохром и ванадий. Масштабного урона российской металлургической отрасли исключение из GSP не нанесет.
Как пояснил «Газете.Ru» аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев, пострадают в той или иной степени только компании, работающие в оборонной и космической сферах.
Кроме того, после вступления в ВТО Россия получит возможность экспортировать гораздо больше металлопродукции, и это покроет многие издержки.
А для энергетики России угрозы из уст замминистра Лэша прозвучали хоть и менее явно, зато более серьезно. Нет, американцы не намерены отказываться от участия в российских проектах. В этой сфере, подчеркнул замминистра, «США могут рассматриваться Россией в качестве надежного и эффективного потребителя».
Уильям Лэш уточнил, что американцы заинтересованы в строительстве в России мощностей по производству сжиженного природного газа, дальнейшем сотрудничестве по проектам Каспийского трубопроводного консорциума, а также продолжении строительства трубопровода в мурманском направлении.
Но с одной только готовностью, не подкрепленной инвестициями, трубопровод не построишь. А с ними-то у России в ближайшее время будут проблемы, намекнул Уильям Лэш. Причин опасаться у зарубежных инвесторов много. Первая – непредсказуемость российского руководства. Международным компаниям важно знать, что российское правительство будет соблюдать достигнутые договоренности, подчеркнул Лэш. А ситуация с ЮКОСом не убеждает их в этом.
Хотя замминистра и отказался ответить на вопрос, как повлияет дело ЮКОСа на инвестиционный климат в стране, он выступил за то, чтобы «все действия совершались правомерно, за то, чтобы рассмотрение дела ЮКОСа в судебном порядке было открытым и справедливым».
А вот убийство американского журналиста Пола Хлебникова, происшедшее в пятницу, на инвестиционном климате, несомненно, отразится, считает Уильям Лэш.
Предостережения американского чиновника могут иметь под собой основания. Тем более что это в последнее время подтверждается финансовыми показателями – приток инвестиций за первое полугодие текущего года сократился на 1,5%.
Тем не менее под определенным углом зрения заявления Лэша выглядят как обычный психологический шантаж.
Такой, какой применял и министр энергетики США Спенсер Абрахам в ходе визита в Москву в конце мая. Тогда он заявил, что если Россия объявит новые торги по проекту «Сахалин-3», это ударит по ее инвестиционной привлекательности. Уильям Лэш сегодня опять затронул эту тему. «Мы выражаем озабоченность в плане отсутствия информационной прозрачности при остановке проекта «Сахалин-3», — сказал он.
А потом поделился страшным рассказом, услышанным им от российского чиновника из Министерства промышленности и энергетики. Чиновник сообщил, что на объекте царит криминогенная обстановка, и за «несоответствие определенным нормам работы» людей просто убивают. Американцев это не отпугивает.
Заявления американского замминистра носят конъюнктурный характер, заявил «Газете.Ru» заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Проблемы общественной безопасности, подчеркнул он, для бизнеса непринципиальны. Что касается административных барьеров и предсказуемости государственной политики, то с этим, считает эксперт, ситуация постепенно улучшается. Общий тренд, безусловно, положительный, убежден Юрий Симачев.
Проблема же состоит в том, что России нужны технологические инвесторы, для страны важно «включиться в цепочку рынка продукции с добавленной стоимостью».
А США нам в этом помогать, видимо, не намерены.