Успехом противодействие реформе со стороны Ванина не увенчалось. Комитет в ближайшее время все же превратится в службу, МЭРТ его контролирует, а в кресло Ванина сел Жерихов.
В среду министр экономического развития Герман Греф представил коллективу ГТК — ФТС нового руководителя Александра Жерихова, которого на этот пост назначил премьер-министр Михаил Фрадков своим приказом от 6 июля.
Глава МРЭТа поручил своему новому подчиненному приступить к подготовке документации, необходимой для реорганизации ГТК в Федеральную таможенную службу.
Это означает, что в ходе административной реформы полномочия структуры существенно сокращались. По замыслу реформаторов таможня будет подчинена министерству Германа Грефа. Но несмотря на то что административная реформа близится к своему завершению, в комитете до сих пор работали по прежней схеме, подчиняясь напрямую правительству РФ.
Один из сотрудников таможни, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Газете.Ru»: «Руководство не ставит нас в известность о том, что происходит наверху. Говорят: до тех пор, пока не будет выпущен соответствующий приказ о новом внутреннем распорядке, работаем по-старому. До последнего момента мы, рядовые сотрудники, сомневались в том, что переходим к Грефу. Да и сейчас мы в подвешенном состоянии. До сих пор непонятно, в каком виде мы переходим в МРЭТ: в том, в котором сейчас работаем, или же только экономическим блоком, а правоохранительное направление в сфере внешнеэкономической деятельности отдадут МВД».
Комментарии таможенников и сегодняшние распоряжения Германа Грефа свидетельствуют о том, что за будущее Федеральной таможенной службы и за пост ее руководителя между властными группировками шел нешуточный торг.
И неудивительно: через ГТК проходят серьезные суммы денег. Так, согласно официальным данным,
в прошлом году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 757,6 млрд руб., что составляет 30% доходной части федерального бюджета 2003 года (2,6 трлн руб. — «Газета.Ru»).
Говорят, что кандидатура Михаила Ванина на пост главы ФТС всерьез не рассматривалась: у него давно уже были расхождения с Германом Грефом во взглядах на внешнеэкономическую деятельность страны. Вполне вероятно, что, будучи неуверенным в своем будущем, прежний председатель ГТК не начинал административную реформу в подконтрольном ему ведомстве.
Но возможен и обратный вариант: Михаила Ванин до последнего надеялся, что ему, подобно Леониду Рейману, удастся настоять на независимости ведомства (Минсвязи, которое возглавлял Рейман в правительстве Михаила Касьянова, вначале ликвидировали, а потом восстановили).
Впрочем, о непотопляемости Реймана сложены легенды, а вот кресло под господином Ваниным время от времени пошатывалось из-за того, что его связывали с «семейным», то есть ельцинским кланом. В числе преемников Ванина называли начальника Северо-Западного таможенного управления Владимира Вьюнова, ректора Северо-Западной академии госслужбы Владимира Шамахова, бывшего первого заместителя Михаила Ванина Алексея Каульбарса и даже управляющего делами президента Владимира Кожина, а в последнее время — выходца из ФСБ, замглавы ГТК Николая Валобуева.
Поэтому назначение именно Александра Жерихова — неожиданность.
Официально в правительстве не комментируют новое назначение, лишь констатируют факт кадровых перестановок. А ГТК выпустил пресс-релиз, в котором подробно описана биография нового таможенного начальника.
На сегодняшнем представлении в комитете Герман Греф пообещал Александру Жерихову, что не будет излишне опекать и вмешиваться в дела службы, если это не касается процесса нормотворчества.
Впрочем, министр наверняка лукавит. Преобразование ГТК в ФТС требует изменения федерального законодательства, связанного с внешнеэкономической деятельностью, а таможенный орган играет ключевую роль при вступлении России в ВТО. Так что господа Греф и Жерихов совершенно точно будут неразлучны, по крайней мере ближайшие год-полтора.