Четвертый внеочередной съезд «Родины» прошел без интриг и скандалов. Он закончился фактически единоглассным избранием председателем партии Дмитрия Рогозина, а также принятием устава и манифеста с громнким названием «За Родину, за справедливость». Правда, первыми под стеклянными стенами международного дома музыки, где проходил съезд «Родины», появились не делегаты, а сторонники исключенного из рядов рогозинской структуры (тогда еще Партии российских регионов. — «Газета.Ru») Сергея Глазьева. Он был смещен с поста лидера фракции «Родины» в Думе вскоре после думских выборов, но членом фракции остался.
Пикет состоял из десяти человек, державших два плаката: «Рогозин, ты чей?» и «Рогозин, верни «Родину». Акция длилась недолго. К пикетчикам подошли милиционеры и стали их прогонять. Глазьевцы не слушались и не убирали плакаты, пока шестерых из них не увезли в отделение.
Со стороны Рогозина реакции на пикет не последовало, и делелгаты прошли в зал.
На первый съезд новой партии, как объявил на открытии съезда Юрий Скоков, из 270 делегированных собрались 258 делегатов из 60 региональных отделений партии. Члены президиума разместились под огромной белой картой на красном фоне, на которой слово «родина» было написано крупными буквами, тоже красного цвета.
Впрочем, границы рогозинской родины сильно отличались от тех, которые изображены на политической карте РФ или, скажем, эмблеме «Единой России». Из-за красных букв отчетливо выглядывал Крым, а потом становилась понятно, что на карте вместе с Россией изображена не только Украина, но и все остальные республики бывшего Советского Союза.
Самому Глазьеву, который остался членом фракции «Родина» в Госдуме, но в рогозинскую партию не вошел, Рогозин, как он признался журналистам в начале съезда, отправил приглашение приехать на съезд в качестве гостя. «Но он не приехал, он сейчас в Лондоне», — вскользь тут же бросил на Глазьева тень Рогозин. «А Бабурин чего не пришел?» — тут же заинтересовались журналисты. Рогозин ответил, что приглашение было разослано всем участникам блока.
Как оказалось, Глазьев действительно был за границей. Но не в Лондоне, а рядом — в Эдинбурге, на сессии Генеральной ассамблеи ОБСЕ в составе думской делегации депутатов. На вопрос «Газеты.Ru» о целях визита Глазьев отреагировал с раздражением, снова обвинив Рогозина в расколе блока.
«Видимо, Дмитрий Олегович, являясь главой думской фракции, не вникает во внутрифракционные дела и даже не знает о календарном графике фракции», — подловил Глазьев своего председателя фракции. По словам депутата Глазьева, тем, что Рогозин возглавил партию, тот совершил политическое предательство. «Мне смешно, бывший политический союзник делает во всеуслышание подобные заявления. После того как он пошел на политическое предательство, фактически раздробив блок «Родина», ожидать серьезных политических шагов от него не приходится. Его действия идут вразрез со структурой блока и позицией других членов блока «Родина». Но я хотел бы подчеркнуть, что Рогозин не является выразителем позиции всего блока», — отметил Глазьев. Другой лидер блока «Родина», Сергей Бабурин, был не менее жесток. Несмотря на отсутствие, он распространил заявление, в котором отметил, что «некоторые лидеры партии «Родина» толкают ее к выходу из блока, мешают настоящему объединению народно-патриотических сил». «Их попытки монопольно распоряжаться именем блока «Родина» вопреки принятым в 2003–2004 годах решениям Высшего совета, наносят урон всем организациям, поддержавшим блок на выборах», — говорится в заявлении «Народной воли».
Тем временем рогозинцы, выбрав для съезда помпезное здание, начали с программной речи Рогозина, которая партийную публику сильно развеселила. Он долго критиковал правительство, угрожая бороться с ним всеми возможными методами: как парламентскими, так и не парламентскими. Потом Рогозин перешел на «Единую Россию», которой досталось за поддержку замены льгот денежными выплатами. «Центристы сильно сдвинулись вправо, — сообщил лидер «Родины» собравшимся. – «Единая Россия» уже не центристская партия. Она съехала в крайний правый угол. Они не заняли место СПС, а затмили их. К выборам 2007 года наступит полное разочарование в них». Следующими мишенями были профсоюзный лидер Михаил Шмаков и Андрей Исаев, возглавляющий думский комитет по социальной политике. «Где же Шмаков и Исаев, которые должны были бороться против этого пакета? – спросил Рогозин у зала. — Они совсем обрюзгли за столом правительства. Пришел час стряхнуть с себя людей, которые стали коллаборационистами. И мы можем честно сказать, что ждем ко второму чтению этого пакета реакции президента и имеем право требовать отставки и Кудрина, и Грефа, и Зурабова».
Дальше Рогозин стал говорить о Киотском протоколе и коррупции. Первый, по его мнению, Россия должна немедленно ратифицировать, поскольку экологическая ситуация настолько ужасна, что женщины в роддомах не могут рожать детей. Тема женщин была продолжена. «В список Forbes вошла одна наша миллиардерша, — сказал Рогозин, имея в виду супругу московского мэра Елену Батурину, которая была единственной дамой в списке богатейших людей России. — Но критики в СМИ ее действий нет. А почему? Потому что ее муж — лидер их партии власти. Вот это и есть коррупция. Вот этим должно заниматься не законодательство, а генпрокуратура. Господин Устинов, вы где?». Еще Рогозин недоволен тем, что Михаил Евдокимов был выбран главой Алтайского края.
«Шуты и скоморохи пошли в губернаторы, — сказал он. — Скоро докатимся до того, что парламентский час будет вести Регина Дубовицкая».
Внешнеполитическая программа Рогозина направлена главным образом против Грузии. «У нас одно условие: сдайте нам немедленно Бадри Патаркацишвили. Многие бизнесмены и дипломаты, которые работают в России и в Грузии, даже не знают, что он разыскивается Интерполом», — заявил лидер «Родины». Непризнанные республики – Абхазию и Южную Осетию – нужно, по его мнению, присоединить к России. «Абхазия путем демократии высшей пробы, на референдуме, высказала желание вступить в состав России. Абхазия нам сказала: друзья, мы с вами, эти республики действительно с нами, потому что наша родина — Советский Союз», — на этих словах Рогозин поднял руку и показал на карту. Все захлопали. Как потом выяснилось, «Родина» все-таки не собирается возвращать в состав России все, что изображено на ее эмблеме. На брифинге Рогозин пояснил, что в остальных бывших советских республиках нужно просто поддерживать соотечественников.
Отдельной лексической темой доклада Рогозина стали чеченцы. К ним он обратился на вайнахском языке, фразой из трех слов. В переводе — «Мы единый народ!». По мнению докладчика, Москва оказала недостаточную поддержку россиянам, приговоренным в Катаре к пожизненному заключению за убийство Зелимхана Яндарбиева. Яндарбиева Рогозин не упомянул, убивших его сограждан назвал русскими офицерами.
К расколу в КРПФ Рогозин отнесся с сочувствием. «Загубили историческую политическую партию России», — сказал он, заметив, что по-человечески ему за коммунистов очень обидно. Хотя Рогозин раньше был замешан в похожей истории, когда основал блок «Родина» вместе с бывшим членом КПРФ Глазьевым, тут он сказал, что никогда никаких расколов в рядах коммунистов не провоцировал.
Интерес представляли также два другие документа, которые были зачитаны и тут же единоглассно проголосованы на съезде.
Всем делегатам раздали программу партии в красно-желтой обложке с контуром карты границ СССР и желтой вывеской «Родина». «Вот-вот, вроде бы красные, но с оттенком желтизны», — пошутил кто-то из делегатов съезда.
Манифест «За Родину, за справедливость» зачитал делегатам депутат Госдумы и ближайший сподвижник Рогозина Олег Денисов. Из него стало понятно, как «Родина» собирается выводить страну из кризиса. «Родина» настаивает на введении налога на приобретение предметов роскоши включая дорогие автомобили, яхты и недвижимость, должно быть, полном освобождении от налогов граждан с низким уровнем доходов, — перечислял Денисов. — Необходимо установить компенсационный налог на основные фонды предприятий, перешедших в частные руки в результате залоговых аукционов и иных афер с приватизацией госсобственности с целью возвращения собственниками данных предприятий государству их реальной стоимости». Делегаты съезда «Родины» в своем заявлении также повторили требования Глазьева — изъять всю природную ренту в госбюджет, налоговое стимулирование ограничений на вывоз российских капиталов за рубеж и установление госконтроля за решениями руководства российских компаний по продаже иностранцам активов, полученных в результате приватизации.
После программных выступлений лидера начался перерыв, во время которого делегаты выбрали руководство партии, опустив бюллетени в расставленные по фойе красные урны. На все три руководящих поста было предложено по одной кандидатуре. Напротив председателя партии стояла фамилия Рогозина. Итоги голосования превзошли ожидания: никакой конкуренции Дмитрию Рогозину не оказалось. Он был избран председателем партии почти единоглассно. Один человек был против. У партии появились также руководящие органы — политсовет, секретариат и президиум политсовета. Президиум из 26 человек возлавил Александр Бабаков, которого негласно рассматривают в «Родине» как одного из влиятельных в финансовом отношении партийца. Вторым руководящим оком в «Родине» будет политсовет из 112 членов. Как объяснил сам Рогозин, в него будут входить лидеры региональных отеделений партии, депутаты Госдумы и активисты-родинцы. Секретарем политсовета избрали ближайшего соратника Рогозина еще по избирательному блоку на выборах 1995 года КРО Юрия Скокова.