Поддерживать главную синематеку страны будут весело – в программе, кроме неизбежных выступлений участников, обещаны костюмированные шествия, музыка из кинофильмов, черные и белые шарики и тому подобные забавы творческой интеллигенции, которая, естественно, и заварила этот не то пефоманс, не то протест.
Слава богу, баррикады в программе не значатся. Похоже, обойдется без повторения французских событий 1968 года. Тогда, если помните, увольнение директора Французской синематеки Анри Ланглуа вылилось в то, что позднее назвали «революцией 68-го».
Директор Музея кино Наум Клейман не Анри Ланглуа, но, надо признать, обещанное закрытие Музея кино шуму в Москве наделало преизрядно. Показателен хотя бы факт, что дело дошло до санкционированного митинга – обычно все начинается и заканчивается дебатами с рефреном «Вот же суки-то» и созданием очередного ЖЖ-комьюнити. Музей кино москвичи действительно любят, и любовь эта вполне заслуженна. Вряд ли стоит распинаться про культурную значимость музея, подвижничество сотрудников, про полмиллиона единиц хранения и тому подобные доказательства важности этого очага культуры. Одного лишь факта – там показывают хорошее кино и, что гораздо важнее, это кино смотрят (иногда – и сидя на ступеньках в проходе) – разумному достаточно.
Но вот беда – большая часть протестующих вполне довольствуется фразой: «Музей кино продали казино «Арлекино», надо его спасать!». Фраза, надо сказать, не совсем верна – не продали, не казино, не «Арлекино», но спасать надо.
История с Музеем кино долгая и запутанная. Декорации таковы: Музей кино, как известно, живет в здании «Киноцентра» на Пресне. Вокруг этого здания несколько лет шла долгая позиционная война между Союзом кинематографистов России и конфедерацией, объединяющей киносоюзы всех остальных республик бывшего СССР. Война закончилась в тех же окопах, где и начиналась, – у российского СК осталось 32% акций «Киноцентра». Таким образом, абсолютной власти над зданием Союз не получил и остался рядовым акционером. А Музей кино, ходивший под российским СК, оказался анклавом на вражеской территории. С руководством «Киноцентра» и многочисленными арендаторами музейщики жили, как и в любой коммуналке, не сказать что бы душа в душу. Периодически ссорились, потом мирились, но, так или иначе, ситуация как-то устаканилась.
Непрочное перемирие было нарушено в первые дни этого нежаркого лета. По неофициальной информации, просочившейся в СМИ, директору Музея кино Клейману позвонил глава российский кинематографистов Никита Михалков и, сообщив что «дело серьезно», посоветовал начинать «складировать» музей.
Все равно, мол, пользы от этих акций как от козла молока, поэтому Союз думает продать их одному из арендаторов «Киноцентра» — развлекательному центру «Арлекино». На пленуме СК, который должен состояться осенью, будет принято решение о продаже, а деньги вроде как пойдут на реконструкцию Дома творчества в Болшево.
Ну что сказать – похоже на правду. Тем более с учетом того обстоятельства, что «опорная база» СК России – Дом кино, вскоре должен закрыться не то на реконструкцию, не то на полную перестройку. В такой ситуации деньги всяко лишними не будут.
Но Наум Ихильевич упаковываться категорически отказался и поднял шум. Был открыт сайт «Помоги Музею кино», информация ушла в прессу, посыпались возмущенные отклики из России и из-за рубежа. Тут еще и фестиваль начался – не отмолчишься, на обязательных пресс-конференциях вопросы задавать начали. Шум нарастал, высказались и руководители СК России, и руководители «Киноцентра», и бывший министр, ныне федеральный агент, отвечающий за кино, Михаил Швыдкой. Говорили много и обильно, по делу и не очень, зачем-то пустились в выяснения, платил Музей кино за аренду или не платил, но если отшелушить, то позиции примерно следующие.
Алексей Лосев, управляющий собственностью Союза кинематографистов России, заявил, что шум «происходит по фальшивому поводу», никто акции продавать не собирался, по крайней мере, у него «нет подобной информации». Фактически, Клеймана обвинили в паникерстве. Раздосадованный директор музея в ответ сослался на письмо, отправленное министру культуры за 4-мя подписями, в том числе и Никиты Михалкова. Дескать, в проект, подготовленный Музеем кино, руководство СК России добавило два абзаца, где была и такая фраза: «Многолетняя тяжба между СК России и КСК, состоящей из союзов кинематографистов бывших республик СССР (кроме России) привела к тому, что эти союзы с помощью хитроумной (но законной) кредитно-залоговой операции фактически передали свои акции ЗАО «Киноцентр» в собственность владельцу «Арлекино».
Проще говоря: «Киношники из республик уже один хрен свою долю «Арлекине» продали, что уж теперь делать… Теперь и мы продадим, куда деваться…»
Не случайно Никита Михалков в эфире радиостанции «Маяк» высказался в совершенно ином ключе — Музею кино посочувствовал и твердо пообещал, что в беде товарищей не бросит: «Поэтому мы ищем возможности. Я надеюсь, что в том дворце фестивалей, который будет строиться на Октябрьской площади… будет место и для Музея кино».
Михаил Швыдкой, то ли не разобравшись в ситуации, то ли, наоборот, зная ее слишком хорошо, сетовал, как еврей на похоронах в стиле: «Ай-ай-ай, что же они наделали? Зачем Музей кино аренду «Киноцентру» не платил? Конечно, теперь их выгонят, но мы обязательно что-нибудь придумаем и какую-нибудь «хатынку» найдем». «Агентство будет этим заниматься и попытается этот клубок распутать», — резюмировал Михаил Ефимович.
Впору впасть в мозговой клинч. Так это уже не СК продает, это «Киноцентр» выгоняет? Да нет же. Сначала появилось письмо из Совета директоров «Киноцентра», подписанное, в частности, Рустамом Ибрагимбековым, Владимиром Мотылем, Эльдаром Шенгелая и другими уважаемыми людьми. Там черным по белому было сказано: «Нам ничего не известно ни относительно «хитроумных операций», благодаря которым помещение, занимаемое Музеем, переходит в собственность «Арлекино», ни относительно продажи Российским СК 32% акций «Киноцентра», которую он не имеет права осуществлять без согласия других акционеров. Из интервью директора Киномузея г-на Клеймана очевидно: если выселение Музея и «складирование» бесценных экспонатов произойдет, то исключительно по инициативе руководства Российского СК». А генеральный директор «Киноцентра» Сергей Шокин так вообще собрался идти на сегодняшний митинг и протестовать против закрытия. «Мне ничего не известно, — сказал он о продаже акций. — Мы не говорили о музее 1,5 года». Кроме того, он заявил, что развлекательный комплекс «Арлекино» арендует свои помещения, и что ему не известно о каких-либо планах их расширения.
Таким образом, ситуация с закрытием, возникнув не то по недоразумению, не то по случайному выбросу аппаратно-финансовых интриг, начала выворачиваться в неожиданном направлении.
Все всерьез задумались об отдельной квартире для нахлебавшегося по коммуналкам Музея кино. Тем более что на защиту Музея кино подтягивались уже «кинозубры» мирового уровня. Бердардо Бертолуччи прислал 15 июня факс со своим протестом, Квентин Тарантино демонстративно посетил Музей кино во время своего московского визита и подписался под петицией в его поддержку. 16 июня состоялось совещание у Швыдкова, напрямую посвященное проблеме, возникшей вокруг Музея кино.
Как сообщил в интервью «Парку культуры» Наум Клейман, там ему заявили, что «Министерство культуры готово на три года заключить договор с «Киноценром» о сохранении музея на своих площадях, а за это время построить Музею кино новое здание или перестроить старое». Подбор вариантов был поручен Александру Голутве, который там же, на совещании, «назвал некоторые очень даже приемлемые варианты, в частности построить здание рядом с новой Третьяковкой, в Парке искусств».
Но готов ли на подписание «трехлетнего меморандума» «Киноцентр»? Судя по всему, да.
Как сообщил нам Наум Клейман, 18 июня заместитель председателя Совета директоров «Киноцентра» Евгений Цымбал отправил в Министерство культуры и в Музей кино письмо, завершавшееся фразой: «Мы готовы к переговорам и в любом случае гарантируем, что Музей кино будет сохранен».
Так что – сегодняшний митинг будет классическим случаем публичного махания кулаками после закончившейся тихой кабинетной драки? Вряд ли. Во-первых, никакого официального решения еще нет, а сказать наши чиновники могут что угодно. Михаил Ефимович Швыдкой уже пообещал на публичной пресс-конференции построить через три года здание для Музея кино. Два года назад это было. Во-вторых, пошуметь, пусть и превентивно, в отношениях с нашей властью завсегда полезно – чиновники у нас непуганные, и шума не любят. Так что и «дело гарно, и цель не погана». Не хочется вычислять подводные течения и гадать – что все-таки кто кому продал. Не радует и перспектива разбирать, какую рыбку в мутной воде скандала ловят и Швыдкой, и Клейман, и руководство «Киноцентра» — пускай себе ловят.
Нам с вами достаточно того, что получение Музеем кино отдельного здания – дело, несомненно, благое. К тому же на митинге обещают обнародовать аудиозапись обращения Тарантино в поддержку музея. Интересно, все-таки.