Тендер на поставку пяти ближнемагистральных турбовинтовых лайнеров на 35–60 пассажирских мест авиакомпания UTair объявила осенью прошлого года — в рамках утвержденной программы обновления и пополнения самолетного парка.
А в начале этого года на первом этапе тендера, рассмотрев все заявки, объявила пять претендентов на заключение контракта.
Это канадская компания Bombardier (самолет DASH-8), французская ATR и ирландская лизинговая компании Magellan Air (обе с самолетом ATR-42), а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и СП «Международный авиационный проект-140» (СП МАП) — обе с Ан-140.
Победитель должен был появиться еще зимой, однако 28 февраля на заседании тендерной комиссии наблюдательный совет UTair предложил отложить принятие решения, а в качестве помощников в этом непростом деле привлечь независимых юридических и финансовых консультантов. «Проводимый нами тендер — первый серьезный опыт работы с зарубежными поставщиками, поэтому без помощи ведущих мировых консультантов нам не обойтись», — отметил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.
В начале марта UTair договорилась, что правовое обеспечение будет вестись московским и лондонским офисами международной юридической фирмы Denton Wilde Sapte, а экономическую оценку предложений подготовила компания Ernst&Young, проведя сравнение заявленной стоимости самолетов с учетом количественной оценки влияния НДС и таможенных пошлин на конечную стоимость, а также анализ результатов эксплуатации разных типов самолетов.
Тендерная комиссия изучила рекомендации консультантов и
исключила поставщиков российско-украинского Ан-140 из числа претендентов на победу в тендере.
«Комиссия составила так называемый шорт-лист, в котором остались лишь иностранные участники тендера: канадская компания Bombardier, французская ATR и ирландская лизинговая компания Magellan Air», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь UTair Игорь Блинов.
Мотивы исключения Ан-140 выяснить не удалось. На запрос «Газеты.Ru» пресс-служба Ernst&Young ответила следующее: «В соответствии с положениями о конфиденциальности информации компания не дает комментариев по данному проекту и просит интересующиеся стороны обращаться в пресс-службу UTair». Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов также отказался раскрыть критерии занесения в short-лист.
Впрочем, и без рекомендаций консультантов было видно, что руководство авиакомпании не скрывает своих симпатий к зарубежному авиапрому: оно неоднократно говорило о преимуществах иностранных самолетов, пусть даже и подержанных, перед отечественными аналогами. Да и наличие таких аналогов в России перевозчик всегда подвергал сомнению. «Нам предлагают покупать несуществующие самолеты. Проблема в том, что российские власти вкладывают деньги в развитие сразу нескольких отечественных разработок, а существенного результата до сих пор нет.
Если власти перестанут поддерживать все подряд и определятся наконец с каким-нибудь одним самолетом, тогда что-то может получиться. Сами производители не желают развиваться посредством международной кооперации», — заявил «Газете.Ru» гендиректор UTair Андрей Мартиросов.
По его словам, недавно он убедился в своей правоте: «Изучив заявки от поставщиков самолетов DASH-8 и ATR-42, мы увидели, что у этих лайнеров двигатели одни и те же, винты одни и те же, авионика одинаковая, система кондиционирования – тоже. Вот пример международной кооперации».
Между тем, как уже писала «Газета.Ru», UTair всерьез рассматривала возможность отдать предпочтение именно Ан-140 — при условии, что «российское правительство поймет, что положение, при котором льготы на ввоз зарубежной техники имеют лишь две авиакомпании («Аэрофлот» и «Трансаэро». – «Газета.Ru»), необходимо исправлять. Особенно когда речь идет о предоставлении аналогичных преференций перевозчикам, которые готовы поддерживать российский авиапром».
Вероятно, правительство не оценило патриотического настроения UTair. Теперь перевозчик будет ввозить в страну зарубежный самолет на общих условиях, заплатив государству почти 50% от суммы контракта.
Впрочем, выплату пошлин можно и обойти. Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова поделилась опытом: «Самолеты берутся в лизинг сроком от 3 до 8 лет, потом, соответственно, возвращаются владельцам. Тем самым отсутствием уплаты пошлин не наносим государству какого-либо ущерба».
Совершенно очевидно, что для UTair в сложившейся ситуации
выгоднее было бы получить самолеты на таких лизинговых условиях.
Пресс-секретарь UTair отказался сообщить, предложил ли эти условия один из претендентов. Он лишь сообщил, что итоги тендера, а также условия поставки будут объявлены в самое ближайшее время. Кстати, в шорт-листе осталась одна компания, которая специализируется на поставках самолетов в лизинг, — Magellan Air (Ирландия). Вполне вероятно, что именно она и победит в тендере. Господин Блинов отказался комментировать это предположение, сказав только, что авиакомпания рассчитывает получить все самолеты уже к концу текущего года.
Что касается самолета Ан-140, то без заказчиков он не останется: правительство Казахстана намерено приобрести 30 машин. Представители минобороны республики также выразили надежду на появление Ан-140 на территории Казахстана. ХГАПП, авиационный завод «Авиакор» (Самара, Россия) и компания HESA (Исфахан, Иран) заявили о намерении сделать и передать заказчикам 22 самолета Ан-140 уже в 2004 году.