Сергей Степашин обещал Роману Абрамовичу сюрприз и устроил его. Причем не только Абрамовичу, но и всем остальным олигархам, которые вывозят свои капиталы из России в Британию.
В четверг на сайте Счетной палаты РФ появилось любопытное заявление: в ходе состоявшейся в четверг в Лондоне встречи с председателем палаты Сергеем Степашиным глава Национального контрольного управления Великобритании Джон Борн пообещал, что ужесточит контроль за чистотой российских капиталов, притекающих в страну.
Джон Борн заявил также, что у английской стороны вызывает беспокойство растущий приток в страну денег российских олигархов с целью их отмывания, в том числе путем приобретения собственности. Причем возможности для ужесточения контроля у него есть.
Лондон в последние годы стал своеобразной Меккой, где находили
приют не только российские олигархи, но и их деньги. И это не случайность.
Согласно британской практике, незаконно нажитыми считаются деньги, полученные преступным путем, а именно от торговли наркотиками, оружием и работорговли (проституции).
На остальные, в том числе экономические грешки местные власти, как правило, смотрят сквозь пальцы. И это один из китов, на котором веками держится британское экономическое могущество. Именно поэтому всяческим генпрокуратурам так трудно доказывать британцам, что российские состояния нажиты незаконным путем.
Особое значение Британия приобрела для русских после того, как их начали сдавать швейцарцы.
Последняя история — арест банковских счетов, якобы подконтрольных ОАО ЮКОС и лично Михаилу Ходорковскому. На самом деле швейцарские банкиры сдались значительно раньше, еще когда под давлением еврейского лобби обнародовали свои связи с нацистами и даже некоторые счета. С тех пор Швейцария потеряла часть своей привлекательности для олигархов, хотя, конечно, деньги там в большей сохранности, чем в Москве.
Британия же до последнего времени наших не сдавала. Об этом свидетельствуют примеры Бориса Березовского и Романа Абрамовича, под которого копает сейчас Счетная палата.
Впрочем, пока непонятно, насколько британское Национальное контрольное управление и другие службы действительно готовы ужесточить контроль за российскими деньгами.
Представитель Московского центра Карнеги Маша Липман выразила сомнение в том, насколько добросовестны интерпретации слов Джона Борна.
Эксперт напомнила, что многие сенсации являются следствием неверного перевода или толкования. В этой связи любопытно, что ни одно западное информационное агентство не процитировало Джона Борна, а все публикации в прессе, как российской, так и западной, идут со ссылкой на Счетную палату.
Иными словами, возникает вопрос: не выдает ли окружение Сергея Степашина желаемое за действительное? Дипломаты любят делать друг другу приятное, давая ничего не значащие или заведомо невыполнимые обещания; тут важна форма, а не содержание дискуссии.
Маша Липман утверждает, что не замечала изменения отношения к российским бизнесменам на Западе, в Британии в частности. «Абрамович, самый богатый сейчас российский бизнесмен, после покупки «Челси» пользуется у британских СМИ и населения большим уважением, — считает экперт. — И уж точно, в Британии он, как, впрочем, и другие русские, ведет гораздо более открытую жизнь, чем здесь, в России. Нет никаких оснований нам думать, что его положение как-то ухудшилось».
По мнению эксперта, скорее можно говорить об изменении отношения к российской государственной власти, которое с момента ареста Михаила Ходорковского стало куда более настороженным, чем раньше.
А Антон Струченевский, экономист ИК «Тройка Диалог», уверен, что попытки российских властей контролировать отток капитала путем давления на патриотизм «выглядят глуповато». Бороться надо с причиной, а не со следствиями.
«Все равно, какие меры примет Британия. Деньги не имеют национальности. Создадим условия — они к нам придут, — уверен экономист. — Как показывает опыт, как только власть начинает закручивать гайки или кто-то что-то объявит, сразу начинает расти нерегулируемый отток капитала».
Какие-то рычаги для контроля у ЦБ, конечно, есть, уверен Струченевский, но «капитал будет утекать, пока инвеcтстиционный климат не подходит не только олигархам, но и населению». Экономист утверждает, что бизнес всегда найдет лазейки для вывоза денег из страны.
И уж точно найдет, куда их вывезти. Конечно, при этом олигархи потеряют какую-то часть денег, но большую часть средств все же сохранят и сумеют легализовать на Западе. А вот Россия их точно потеряет.