Теракт в Грозном был в высшей степени показательным: в День Победы, спустя неполные двое суток после инаугурации Владимира Путина, начавшего свою президентскую карьеру именно с умиротворения Чечни.
За последние четыре года, что Ахмад Кадыров в разных должностях руководил Чечней, стало очевидно, что он единственный политик, который своим авторитетом и силой может сплотить ту часть чеченского общества, что согласна жить в мире с Москвой.
Зная это, федеральный центр и сделал на Кадырова ставку сначала в 2000 году, когда муфтий специальным указом был назначен главой администрации республики, а потом в 2003 году, когда под нажимом небывалого административного ресурса Кадыров был избран чеченским президентом. В последнее время вера в авторитет Кадырова и его способность переманить на свою сторону остатки сепаратистов только росла. Только за 2004 год сложили оружие и сдались кадыровцам четверо видных боевиков и полевых командиров Аслана Масхадова: бывший министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев (сдался 7 марта), бывший начальник особого отдела Ичкерии Борис Айдамиров (сдался 10 марта), начальник охраны Масхадова Шаа Турлаев (сдался 2 апреля) и охранник Масхадова Магомед Казаев (11 апреля). Более того, при Кадырове, а нередко и при непосредственном участии его гвардии (так можно назвать службу безопасности Чечни под руководством Рамзана Кадырова) были уничтожены почти все самые одиозные полевые командиры из тех, кто не захотел сложить оружие. Речь о Хаттабе, Руслане Гелаеве, Арби Бараеве и, возможно, Абу аль-Валиде.
Достаточно успешные действия кадыровцев против боевиков даже породили предположение, что со дня на день будет захвачен в плен или убит сам президент Ичкерии Аслан Масхадов.
Дело в том, что в течение последней недели в трех восточных районах Чеченской республики люди Кадырова-младшего проводили масштабную операцию по блокированию некой группировки боевиков. По оперативной информации, в составе банды мог находиться и Масхадов. Некоторые СМИ даже предполагали, что с поимкой Масхадова спешат ко дню инаугурации президента Путина.
Вышло по-другому: ко дню инаугурации боевики подарили президенту убийство Кадырова. Нельзя сомневаться, что оба события связаны между собой. Для Путина гибель Кадырова не меньшая проблема, чем для тех чеченцев, кто поверил в способность бывшего муфтия установить мир в республике.
В общем-то такого политического тяжеловеса в Чечне больше нет. Понимая это, российская политическая элита уже заговорила о введении в республике прямого президентского правления. Сегодня эту мысль огласили функционеры прокремлевских партий «Единая Россия» (Любовь Слиска) и «Родина» (Дмитрий Рогозин).
Однако президент Путин пока не выказывает готовности напрямую править мятежной республикой. Выступая в Кремле, он вспомнил 76-ю статью конституции Чечни, где сказано, что в случаях, подобных сегодняшнему, временно исполнять обязанности президента должен премьер-министр Чечни (потом новые выборы должен будет назначить Госсовет республики). На премьерской должности совсем недавно оказался Сергей Абрамов. Можно сказать, что ему не повезло. Во-первых, он, как и все прежние премьеры Кадырова, никогда не жил в Чечне, не очень хорошо знаком с военно-политической ситуацией там и фактически не контролирует силовые ведомства республики, которые были подконтрольны покойному президенту. Противников у Абрамова, надо думать, хватает и в Чечне, и в Москве. Он пришел на премьерский пост после скандала с таинственным отравлением своего предшественника Анатолия Попова. До этого Абрамов засветился в неприглядной истории с увольнением другого премьера Михаила Бабича. К тому же именно Абрамов, при всей его лояльности кадыровским властям, работая в Счетной палате, искал финансовые утечки в чеченском руководстве.
Слабость нового правителя Чечни со всей очевидностью чувствуют и в Москве. Недаром всего через три часа после гибели чеченского лидера в Кремле уже оказался сын Кадырова Рамзан. Только этот человек контролирует чеченские силовые ведомства и ведает всеми операциями по умиротворению боевиков. Телеканалы показали, как Путин обнял Кадырова-младшего и повел его на беседу, закрытую от прессы.
На камеры оба произнесли только фразы для некролога.
— Кадыров ушел из жизни 9 мая, в день нашего общенационального праздника, в День Победы, и ушел непобежденным, — сказал Путин. — Это был настоящий, героический человек. Всей своей деятельностью он самым убедительным образом доказывал, что нет и не может быть никакого знака равенства между бандитами, террористами и целым народом. Практически все эти годы он собой прикрывал и Чечню, и чеченцев и уверенно вел свою республику к мирной жизни.
— Выбор, сделанный чеченским народом, — это сознательный выбор, — ответил Кадыров-младший.
В основных чертах экстренное появление Рамзана Кадырова в Кремле очень напоминало такое же действие его покойного отца четыре года назад. Тогда Москве тоже был необходим свой человек в Грозном.