В понедельник в Москве Ханс Тиммер заявил, что вложение 50% золотовалютных резервов РФ, а именно столько, по информации ВБ, вложено в казначейские госбумаги США, может привести к серьезным негативным последствиям. «Такая политика хороша на какое-то время, в более отдаленной перспективе это делает экономику неустойчивой», — сказал он. Опасения вызваны гигантским дефицитом текущего счета США в 2003 году, который составляет $540 млрд.
Заявление Всемирного банка тем более интересно, что данные о структуре российских госрезервов засекречены, а политика российских денежных властей публичному обсуждению не подлежит.
Между тем Россия далеко не одинока в своем желании опереться на резервы мощнейшей экономики мира: центробанки многих стран, в том числе азиатских, используют ту же тактику, что и ЦБ, размещая свои деньги в госбумагах США. «Мы утверждаем, что эта политика довольно дорогостоящая и не самая удачная для развивающихся стран, поскольку процентные платежи от этого малы по сравнению с тем, что надо платить по непогашенным долгам, и ниже, чем от собственных проектов. Трудно накапливать резервы в иностранной валюте, не раздувая собственную валюту», — считает Ханс Тиммер. Из высказываний экономиста можно сделать вывод, что проблема избытка денежной массы актуальна и для России.
По данным экономиста, Китай и Индия уже осознали опасность и начали ограничивать вложения в американские госбумаги. Тиммер призвал также США «сокращать такой механизм».
По его мнению, гораздо выгоднее для России досрочно гасить долги, а также вкладывать средства в собственные проекты. Еще стране необходимо иметь сильную валюту, не ориентированную на евро или доллар. Ну и, конечно, создавать базу для роста прямых инвестиций в экономику.
У экспертов рекомендации ВБ вызвали недоумение.
«Удивлена этим заявлением. Все центробанки стараются застраховаться от валютной волатильности, и таким образом ЦБ РФ вкладывает свои резервы с бумаги с наибольшей обеспеченностью, — заявила «Газете.Ru» экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. — Если считать их госбумагами, которые не дают достаточных гарантий, то непонятно: куда же вкладываться». По словам эксперта, экономическая ситуация в Европе еще менее обнадеживающая, чем в Америке, определенности с курсом евро нет. «Золото тоже инструмент волатильный. Не знаю другой практики, кроме госбумаг США. Вопрос скорее — доля резервов, вложенных в них», — считает экономист.
«Нельзя вырывать из процесса управления золотовалютными резервами отдельный эпизод, который называется «вложения в госбумаги США», — считает вице-президент ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Алексей Терехов. — Это целая система, и выхватывание из нее отдельных эпизодов приводит к неправильным выводам». По мнению Терехова, проблемы недостаточной активности инвесторов связаны с законодательством, которое не слишком прозрачно и не создает условий для привлечения долгосрочных прямых западных инвестиций.
Эксперт не согласен и с тезисом Тиммера о том, что в России избыток денежной массы: «В соотношении денежных наличных средств к ВВП мы отстаем от многих европейских стран. — Я не стал бы говорить о денежном навесе, который нас вот-вот захлестнет, не оценивая потребность в наличных деньгах: стоит ликвидировать барьеры для развития малого и среднего бизнеса, у нас денег хватать не будет».
В чем эксперты согласны с Хансом Тиммером: золотовалютные резервы РФ уже в текущем году могут начать сокращаться. Но дело тут не только в привязке к американским госбумагам.
По мнению Орловой, в 2003 году приток в страну валюты гарантировали высокие цены на нефть: компании репатриировали прибыль. А главное: процентные ставки внутри страны были высокими. «Можно было заимствовать на Западе под 6–7%, а вкладывать России под 15–20%. Сейчас у нас ставки снизились, рубль начал падать, и видно, как капиталы начинают уходить из России», — считает эксперт.
Оксана Осипова, ведущий эксперт Центра развития, связывает возможное снижение росийских госрезервов с повышением процентных ставок ФРС. Она считает, что до конца года из-за пересмотра ставок золотовалютные резервы России могут снизиться на 5%. На ее взгляд, к значительным потрясениям для экономики это не приведет: у нас достаточно большой объем резервов.
Алексей Терехов также согласен с тем, что резервы могут начать снижаться. Но на его взгляд, причина не столько в решениях ФРС, сколько в изменении валютного законодательства. «Если правительство не создаст льготы для компаний, которые вкладываются в новые технологии, развивают производства на нашей территории, ввозят к нам западное оборудование, госрезервы будут скудеть, поскольку деньги из-за границы возвращаться не будут», — считает эксперт.