Происшествие в Лианозовском парке на севере Москвы, где рабочее колесо аттракциона «Сюрприз» сорвалось с крепежа, из-за чего пострадали 15 человек, дало очередной повод задуматься над безопасностью посетителей культурно-массовых объектов столицы.
Сейчас в Москве практически круглый год работают не менее 12 парков культуры и отдыха с аттракционами.
Накануне открытия летнего сезона в московских парках «Газета.Ru» попыталась выяснить, насколько опасны для жизни столичные карусели и кто их контролирует. И тут всплыл любопытный факт: как выяснила «Газета.Ru», централизованной системы контроля за безопасностью посетителей аттаркционов в России сейчас нет.
Еще год назад в столице за безопасность в парках культуры и отдыха отвечала инспекция по охране труда при Министерстве культуры. Однако недавно Минкульт был реорганизован. Как уточнили в бывшем Минкульте, «парками мы больше не занимаемся». Кто взял на себя эти функции, сотрудники инспекции не знают.
В бывшем Госстандарте, на который возлагался контроль за сертификацией культурно-массовых объектов, также заявили, что после реорганизации «понятия не имеют, кто этим будет заниматься».
Экспертные заключения — сертификаты на аттракционы — выдает технический комитет «Аттракционы и другие устройства для развлечений», в который входят представители Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации и сертификации в машиностроении и Государственного научно-исследовательского и проектно-экспериментального института комплексных проблем, строительных конструкций и сооружений имени Кучеренко. Однако пообщаться с теми, кто выдает сертификаты, корреспонденту «Газеты.Ru» не удалось. В связи с происшествием в Лианозовском парке их не оказалось на рабочем месте: они участвуют в работе следствия.
Впрочем, такое безначалие вовсе не значит, что прокатить своего ребенка на каком-нибудь «Солнышке» или «Колокольчике» — такой же экстрим, как отправить его на лыжах с Эльбруса. В большинстве столичныных парков за каруселями достаточно жестко следят самостоятельно.
В дирекции одного из крупнейших столичных ПКО «Сокольники» «Газете.Ru» рассказали, что в их парке находятся 20 различных аттракционов. «Много иностранного производства, но есть и российские. Все сравнительно новые. Старые, еще советские, аттракционы мы уже убрали. В прошлом году, например, демонтировали старое колесо обозрение и «Карнавал», в этом году – «Веселые горки». Поставили новый «Сюрприз». На территории есть еще несколько аттракционов, но уже частных. Но там вроде бы тоже все карусели довольно новые, импортные».
В техническом отделе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького «Газете.Ru» сообщили, что «аттракционов в парке больше сотни, и все они находятся в частной собственности». По словам сотрудника парка, «у нас каждый сам себе хозяин. Насколько денег хватает, настолько и новую технику закупают». Однако руководство парка ежегодно проверяет техническое свидетельство каждого аттракциона и следит за соблюдением техники безопасности. «До сих пор все было нормально, — добавил собеседник «Газеты.Ru». – Вот доживем до конца месяца и узнаем, кому работать, а кому нет». Дело в том, что технические документы о готовности аттракциона к работе в новом сезоне владельцы должны предоставить до 1 мая 2004 года.
Сотрудники администрации парка ВВЦ заявили, что «отвечают за свои карусели». По их словам, на территории центра стоят аттракционы отечественного производства — их выпускает компания «Мир». Все они сертифицированы. А так как парк работает еще и как выставка-продажа, аттракционы периодически заменяются. «Если их закупают, то мы продаем именно тот комплекс, который стоит на выставке, а взамен получаем с завода новый или вообще другой аттракцион», — рассказали «Газете.Ru». На выставке работает самое высокое колесо обозрения в России высотой 72 метра, точно такое же купили итальянцы, а в Корее оно стоит на крыше одного из зданий. «Аттракционы работают круглый год, но с некоторыми температурными ограничениями. Например, «Астрапакс» может работать до минус 20 градусов. Безопасность аттракционов проверяют ежедневно старший механик и инженер по безопасности. Карусели не изношены, все они находятся в эксплуатации меньше десяти лет», — заверили в администрации парка развлечений ВВЦ.
Девять аттракционов находятся в Бабушкинском парке. По словам сотрудника парка, «механизмам не более десяти лет».
В детском парке «Таганка» «Газете.Ru» рассказали, что у них всего две карусели для детей в возрасте 5–7 лет — «Колокольчик» и «Солнышко». «Еще несколько лет назад аттракционов было больше, но они устарели и их демонтировали, — пояснил сотрудник технической службы. — Те, что работают сейчас, закуплены шесть лет назад». Состояние аттракционов постоянно проверяет инженер по технике безопасности и сотрудники парка, работающие на каруселях, заверили «Газету.Ru» в администрации «Таганки».
В парке «Кузьминки» аттракционов гораздо больше — 12. Об их техническом состоянии сотрудники парка сообщить не смогли, сославшись на то, что без разрешения дирекции о таких подробностях говорить не имеют права.
Карусели еще советского производства стоят в парке культуры и отдыха «Люблино» — их здесь пять. «Самый опасный – «Орбита». В прошлом году его досконально обследовало проектно-сметное бюро, которое продлило срок эксплуатации этой карусели, — сообщил «Газете.Ru» сотрудник парка. — Остальные, например «Юнга», «Колокольчик», «Солнышко», мы обходим с профилактической проверкой ежегодно перед началом сезона».
В парке «Северное Тушино» сообщили, что «из 14 аттракционов свой срок эксплуатации уже исчерпали пять. До 1 мая они должны пройти проверку, и там станет ясно, насколько они безопасны».
Как пояснил сотрудник одного из парков, «каждый год перед сезоном, до 1 мая, владельцы аттаркционов должны проводить капитальный, текущий или профилактический ремонт. А затем приглашать для технического освидетельствования аттракциона специализированные организации, «в том числе НИИ имени Мельникова или Кучеренко».
Два года назад, после аварии на карусели «Ветерок» в парке Горького, руководитель Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Владимир Гнездилов заявил, что для безопасности на каруселях необходимы изменения в законодательстве.
По его словам, тогда даже в Москве не существовало обязательных документов, сертифицирующих аттракционы. Летом 2003 года закон «О техническом регулировании в Российской Федерации» все-таки приняли, однако его применение на практике осталось под вопросом. 14 апреля 2004 года проблему безопасности посетителей парков и аттракционов будут обсуждать на международном семинаре в рамках выставки аттракционов на ВВЦ. Газета обязательно расскажет об этом мероприятии.