Документ предполагает введение запрета на проведение любых митингов, демонстраций, шествий и пикетирования «на автомагистралях, у зданий органов госвласти в центре и регионах, у дипломатических представительств, на территориях, непосредственно прилегающих к президентским резиденциям и международным организациям, пользующимся международной защитой». Кроме того, предполагается полностью запретить проведение митингов у посольств иностранных государств, на территориях, непосредственно прилегающих к больницам, поликлиникам, школам и общеобразовательным учреждениям, культурно-зрелищным и спортивным объектам, культовым зданиям и сооружениям с относящимися к ним земельными участками и территориями вероисповедальных и общественных кладбищ. То есть никаких митингов на могилах убитых или неожиданно умерших политиков больше не будет.
Но, даже если митинг или пикет будет организованы в глухом лесу или городском саду, власти также смогут их запретить.
Для этого в законопроекте есть статья 12, из которой следует, что органы исполнительной власти или местного самоуправления могут отказать в проведении подобных акций, если сочтут, что цели мероприятия или формы его проведения не соответствуют «общепринятым нормам общественной морали и нравственности». При этом в законе нет ни четкого перечня объектов, у которых будет запрещено выражать общественное недовольство, ни определения, что именно считается прилегающей к ним территорией, ни списка «норм нравственности». Трактовка этих вопросов отдается полностью в ведение органов исполнительной власти и местного самоуправления, то есть чиновников.
Таким образом, принятый Думой закон оказался жестче белорусского — там митингующим запрещено приближаться к резиденции президента, национального собрания, совета министров и телерадиоцентра ближе чем на 200 метров. Впрочем, алжирским берберам не разрешается проводить митинги вообще нигде и никогда.
Формальное авторство законопроекта принадлежит Минюсту России. Представитель этого ведомства, замминистра Евгений Сидоренко, представляя документ Думе, обосновал необходимость его принятия тем, что нынешняя законодательная база, регламентирующая проведение митингов и прочих шествий, устарела. По его словам, эти вопросы в настоящее время регулируются законом Верховного совета от 1988 года, а также указами президента Ельцина от 1992 и 1993 годов. Чем плохи эти документы, Сидоренко объяснить не смог.
Между тем у правительства России нет никаких оснований для ужесточения законодательства в области протестной активности населения.
Депутаты оппозиционных фракций об ограничении митингов
Сергей Решульский (КПРФ):
– Я думаю, мы наберем 100 голосов для обращения в Конституционный суд. Но страшно другое: по итогам ста дней заседания Думы четвертого созыва определен, как модно говорить сегодня, вектор направления политики правящей власти...Все 294 депутата, которые поддержали законопроект, являются членами фракции «Единая Россия». Во главе со спикером Борисом Грызловым «за» проголосовали его заместители Вячеслав Володин, Любовь Слиска, Владимир Катренко, Олег Морозов, Владимир Пехтин и Артур Чилингаров, председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников и журналист МК Александр Хинштейн. Из единороссов не голосовали только Андрей Исаев, Андрей Макаров, Константин Затулин, Николай Герасименко, Борис Резник и Юрий Лосский.
Все депутаты-коммунисты высказались «против». Единодушие в «Родине» нарушили только депутаты Елена Мухина и Шамиль Султанов, которые вообще не голосовали. Из 15 одномандатников законопроект поддержал только депутат Александр Невзоров, за которого по доверенности проголосовал представитель «Единой России».
По ее словам, он носит очевидный неконституционный характер. Известный политик ждет скорого продолжения наступления на демократические свободы в стране, причем при активном участии контролируемой президентской администрацией Думой. Она будет и дальше принимать законы или поправки, регламентирующие свободу слова в стране. В частности, это в первую очередь касается поправок в закон о СМИ в связи с борьбой с терроризмом. То есть закон о митингах – лишь первая ласточка.
В целом с ее оценкой законопроекта согласился и Андрей Пионтковский, президент Центра стратегических исследований. В интервью «Газете.Ru» он заявил, что список ограничений в этом законе такой, что для выражения своего мнения придется ехать в лес на 101-й километр. «Законопроект ограничивает свободу демонстраций, которая зафиксирована в Конституции, законе прямого действия. Хотя сегодняшнее решение – это продолжение того, что мы наблюдаем в стране в течение последних четырех лет. Наши вожди этого не скрывают – это называется «управляемая демократия», «административная вертикаль», «диктатура закона». Сегодняшний закон – прекрасная иллюстрация этого. Это движение уже от авторитарного государства в сторону тоталитарного. В сегодняшнем законе очень много слов о безопасности граждан, о дорогах, путях, опасных производствах и так далее. Еще много можно сделать: закрыть «Новую газету», «Эхо Москвы», ваш сайт – еще есть резервы роста управляемой демократии», — убежден известный политолог.
При этом Пионтковский высказал интересное предположение. Он не верит, что Путин подпишет этот закон, если он будет когда-нибудь принят Думой во всех трех чтениях.
Скорее, речь идет о том, что Путину захотелось поиграть в просвещенного монарха. «И те же самые болванчики, которые сегодня проголосовали «за», во втором и третьем чтении проголосуют «против». Это уже не один раз происходило, когда правящая партия меняла свою точку зрения на противоположную, подыгрывая президенту», — пояснил свою мысль Пионтковский.
Следует признать, что исключать такого поворота событий нельзя. Тем более что события сегодняшнего дня сильно напоминают начало другой шумной историю – с обсуждением перспективы изменения сроков президентского правления в России. Усилиями «Единой России», представители которой регулярно выступали в СМИ с соответствующими «личными инициативами», этот вопрос активно обсуждался общественностью на протяжении последнего полугода. Точка была поставлена лично Владимиром Путиным, который после своего переизбрания заявил, что вносить изменения в Конституцию не намерен и больше двух сроков работать на должности главы государства не планирует. В итоге сразу после переизбрания тема сама собой сникла. Однако необходимый результат был достигнут: регулярные заявления Путина о том, что он не цепляется за власть, уверенно поддерживали его рейтинг на заоблачных 75–78% одобрения на протяжении всей предвыборной кампании.
История с ограничением свободы митингов и шествий может закончиться тем, что после того, как «Единая Россия» протащит соответствующий законопроект через все три обязательных чтения, президент страны наложит на него вето.
Выступив тем самым гарантом конституции, стражем прописанных в ней демократических ценностей. В этом случае депутатам не потребуется собирать 100 подписей под обращением в КС (такой коллективный запрос будет рассмотрен в первоочередном порядке, а не в порядке общей очереди) и доказывать в суде представителям президента очевидные вещи.
Но возможен и третий вариант событий, менее вероятный по сравнению с предыдущим, но реализация которого приведет примерно к тому же результату, что и наложение Путиным вето на сочиненный Минюстом документ. Закон будет принят и подписан президентом, но сразу после этого оспорен в КС. Причем если не оппозиционными силами, то, например, спикером СФ Сергеем Мироновым, традиционно «страхующим» президента в щекотливых ситуациях. Суд со всей очевидностью встанет на сторону Конституции и признает ограничения, налагаемые на свободу шествий, митингов и демонстраций, незаконными. И Путин подчинится этому сенсационному решению. Продемонстрировав тем самым безмерное уважение исполнительной власти по отношению к судебной и снискав еще большие симпатии у той части населения, которая искренне верит в то, что «Единая Россия» — это настоящая партия, с самостоятельными лидерами и собственными взглядами на развитие страны. Пусть иногда и дикими.