В 2001 году Tele2 купила у холдинга Milicom International Celluar контрольные пакеты акций AMPS-операторов с лицензиями на стандарт 11 регионов России. В 2002 году шведская компания получила лицензии на сотовую связь GSM и начала строить свою сеть на базе уже существующих сетей стандарта AMPS.
Свою первую сеть Tele2 запустила в коммерческую эксплуатацию 1 апреля 2003 года. Сейчас шведская компания оказывает услуги сотовой связи в восьми российских регионах: Санкт-Петербурге, Ленинградской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Омской, Нижегородской областях, Республике Удмуртия. До конца 2004 года планируется запустить Tele2 GSM еще в трех регионах.
В 2003 году доход Tele2 от операционной деятельности увеличился по сравнению с 2002 годом на 20% и составил $782 млрд. За прошлый год компания увеличила свою абонентскую базу в Европе до 23 млн человек (на 5,5 млн). В четвертом квартале к Tele2 подключилось 1,932 млн человек, из которых 736 тыс. проживают в России, в странах Центральной Европы и Балтии. Представители компании утверждают, что в 2003 году сотовая сеть Tele2 GSM была доступна 10 млн россиян — столько граждан проживает в восьми регионах России, где шведы уже запустили сети. Однако число российских абонентов не раскрывается, приводятся лишь консолидированные данные по Восточной Европе (в этот регион включаются Россия, страны Центральной Европы и Балтии) – 2,4 млн человек.
«По нашим подсчетам, на конец марта абонентская база Tele2 насчитывает не больше 310 тыс. человек. Я не удивлюсь, если окажется, что ежемесячный доход с одного абонента — меньше $10», —
говорит Михаил Ратынский из компании «Телеком Эксперт».
В штаб-квартире Tele2 в Стокгольме, как и в московском офисе, отказались комментировать информацию об абонентской базе и ARPU компании.
Господин Ратынский уверен, что Tele2 не уйдет с российского рынка: «Конечно, они будут жить небогато, практически на пороге бедности».
«В прошлом году компания Tele2 вновь доказала свою высокую прибыльность, наличие дальнейшего развития и эффективность. Наше пристальное внимание к нуждам абонентов и политика оптимизации инфраструктуры продолжают приносить свои плоды», – говорит Ларс-Йохан Йарнхеймер, президент и председатель правления Tele2.
Сети Tele2 до сих пор нет в Москве. «Мы бы очень хотели попасть в столицу России, но все наши попытки сталкиваются с различными препятствиями, причем не только коммерческими», – говорит Стефан Оберг, коммерческий директор Tele2 в России.
По его словам, шведская компания вела переговоры с «МегаФоном», но они не увенчались успехом: «Мы хотели стать виртуальным оператором (выступить посредником между абонентами и «МегаФоном», выкупая у него трафик. – «Газета.Ru») российской компании, но переговоры зашли в тупик по «политическим» причинам: другая шведская компания Telia (в 2002 году Tele2 даже судилась с Telia) — крупнейший акционер «МегаФона»».
Карл-Магнус Стенберг, президент правления «Tele2 Россия», заявил «Газете.Ru»: «На ближайшее будущее мы планируем развивать уже существующие сети, а уже потом будем подавать на новые лицензии или скупать мелкие региональные компании».
Операторы «большой тройки» не видят в шведской компании серьезного конкурента в регионах. В пресс-службе МТС «Газете.Ru» заявили: «Tele2 — нишевый игрок. Однако для абонентов важна не только цена. У каждой компании существуют аргументы, чтобы выбрали именно её услуги. Например, у МТС это качество».
«Как к игроку рынка мы относимся к Tele2 с уважением, но у нашей компании есть масса преимуществ помимо конкурентоспособных цен: широкая зона покрытия и роуминг практически на всей территории России», — говорит Артем Минаев, специалист по связям с общественностью «ВымпелКома» (торговая марка «Би Лайна»).
Марина Белашева, пресс-секретарь ОАО «МегаФон», соглашается с представителями крупнейших российских операторов и добавляет: «Tele2 в России и «МегаФон» находятся в разных весовых категориях. К тому же дешевых абонентов хватит на всех».