Подведение итогов тендера на поставку авиакомпании UTair пяти региональных самолетов состоится в середине апреля. Как рассказали в понедельник «Газете.Ru» в компании Ernst&Young, к этому моменту они закончат экспертизу всех вариантов поставок самолетов с точки зрения налоговых последствий.
У производителей лайнера Ан-140, который собирают в Самаре, еще есть время для того, чтобы склонить UTair к заключению контрактов именно с ними.
В самой компании такое развитие событий всерьез рассматривают, однако при условии, что за поддержку российского авиапрома правительство пойдет на уступки в части предоставления таможенных льгот при ввозе зарубежной техники.
Тендер на поставку пяти ближнемагистральных турбовинтовых лайнеров на 35–60 пассажирских мест каждый авиакомпания UTair объявила осенью прошлого года в рамках утвержденной программы обновления и пополнения самолетного парка. А в начале этого года, на первом этапе тендера, рассмотрев все заявки, объявила пять претендентов на заключение контракта.
Это канадская компания Bombardier (самолет DASH-8), французская ATR и ирландская лизинговая компании Magellan Air (обе с самолетом ATR-42), а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и СП «Международный авиационный проект-140» с Ан-140.
Победитель должен был появиться еще зимой, однако 28 февраля на заседании тендерной комиссии наблюдательный совет UTair предложил отложить принятие решения, а в качестве помощников в этом непростом деле привлечь независимых юридических и финансовых консультантов. «Проводимый нами тендер является первым серьезным опытом работы с зарубежными поставщиками, поэтому без помощи ведущих мировых консультантов нам не обойтись», — отметил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.
В начале марта UTair заключила с ними контракты. Правовое обеспечение осуществляется московским и лондонским офисами международной юридической фирмы Denton Wilde Sapte — они осуществляют правовую оценку и анализ документов, предоставленных участниками тендера, консультирование по определению наиболее оптимальной схемы сделки, подготовку и согласование договора с победителем, а также координацию и переписку со всеми участниками тендера.
Ernst&Young, в свою очередь, проводит сравнение заявленной участниками тендера стоимости самолетов с учетом количественной оценки влияния НДС и таможенных пошлин на конечную стоимость воздушных судов. Кроме того,
консультант осуществляет сравнительный анализ результатов эксплуатации разных типов самолетов на планируемой сети региональных маршрутов.
Специалист Ernst&Young Максим Михайлов, который курирует проект UTair, рассказал «Газете.Ru», что вся необходимая документация от авиакомпании получена и в настоящее время подвергается тщательному анализу. «Предварительные результаты нашей работы появятся не ранее середины апреля. Мы их сразу же предоставим авиакомпании UTair. Затем она изучит наше заключение и примет окончательное решение в отношении приобретения воздушных судов», — отметил господин Михайлов.
В UTair проводится своя экспертиза полученных заявок, и авиакомпания готова поддаться на лоббируемый российскими властями проект Ан-140. Участники тендера, предлагающие этот самолет, идут на различные ухищрения, чтобы обеспечить себе контракт с UTair. Их стремления вполне понятны, ведь для них появление в числе клиентов одного из российских лидеров авиаперевозок может стать прекрасным PR-ходом и толчком к развитию производства Ан-140: примеру UTair могут последовать и другие авиакомпании, нуждающиеся в обновлении парка.
Еще в середине февраля, накануне заседания тендерной комиссии, в Ханты-Мансийск приезжала делегация политиков и бизнесменов во главе с губернатором Самарской области Константином Титовым. Они представили UTair лайнер Ан-140 и пытались заручиться поддержкой властей автономного округа, которые ко всему прочему владеют крупным пакетом акций авиакомпании и могут посодействовать в принятии нужного им решения.
Впрочем, ни югорские власти, ни сама UTair никак не прокомментировали вояж самарцев.
Как сообщил «Газете.Ру» источник, близкий к руководству авиакомпании, но пожелавший остаться неназванным, UTair всерьез рассматривает возможность отдать предпочтение именно Ан-140.
«Авиакомпания не имеет ничего против этого самолета. И если в ходе независимых консультаций с экспертами выяснится, что условия закупки или лизинга Ан-140 не будут уступать зарубежным аналогам, то она готова будет заключить договор с одним из поставщиков этого лайнера. Однако
российское правительство должно понимать, что положение, при котором льготы на ввоз зарубежной техники имеют лишь две авиакомпании («Аэрофлот» и «Трансаэро» — «Газета.Ru»), необходимо исправлять. Особенно когда речь идет о предоставлении аналогичных преференций перевозчикам, которые готовы поддерживать российский авиапром», --
заключил собеседник «Газеты.Ru».
От официальных комментариев на этот счет UTair по-прежнему отказывается. Пресс-секретарь Игорь Блинов заявил «Газете.Ru»: «Говорить сейчас о недостатках российской техники и о преимуществах зарубежной по крайней мере неэтично. Позиция авиакомпании будет четко озвучена после того, как независимые консультанты предоставят результаты своей работы, то есть в апреле».
Господин Блинов также отметил, что вне зависимости от того, кто станет поставщиком UTair и на каких условиях (лизинг или продажа), авиакомпания рассчитывает получить самолеты уже к концу текущего года.