Трафальгарская площадь скоро избавится от пустого постамента. Незаконченность, преследовавшая эту хрестоматийную достопримечательность 167 лет, прекратится, а иностранцы еще больше удостоверятся в том, что англичане – веселые инопланетяне.
В первой половине XIX века на Трафальгарской площади поставили памятник Нельсону, великому английскому герою-флотоводцу без руки и без глаза. К тому времени уже раз и навсегда было принято среди английских капитанов выходить к обеду в черном галстуке – в память о легенде.
Вокруг него по углам площади расставили четыре постамента для других героев империи. Нельсона охраняют до сих пор два генерала и король Уильям IV.
Четвертый постамент должен был занять Георг IV, однако там случилась темная история: монарх умер, деньги были израсходованы, постамент опустел. Периодически его пытались занять какими-нибудь героями империи, но заколдованное место оставалось пусто.
И только три года назад светлому уму – его зовут сэр Джон Мортимер, и он современный художник – пришло в голову сделать этот пьедестал местом временной экспозиции современной скульптуры. Мэр Лондона открыл специальный фонд, и были разработаны правила: шорт-лист из шести номинантов, тайное голосование, победившая скульптура мозолит глаза лорду Нельсону полтора года, потом ее меняют.
Организаторы не учли одного – нрава британских современных художников. В шорт-листе оказались невероятно изобретательные люди.
Томас Шютте создал «отель для птиц» — конструкцию из прутьев из экологичного дышащего пластика кислотных цветов. «Что голуби сделают с этим материалом, пока неизвестно», — заявил художник.
Сара Лукас сделала подарок голубям. «Этот – для голубей» — красный допотопный «Форд Фиеста», весь покрытый пластиковой имитацией птичьих экскрементов. Художница надеется, что голуби разовьют арт-объект органически.
Крис Берден соорудил «игрушечный небоскреб как большое здание» — башни-близнецы семи метров высотой скручены из детского металлического конструктора с винтиками: «Без сомнения, он напомнит публике разрушенный Всемирный торговый центр».
«No-o-war-r No-o-war-r» Сокари Дугласа Кемпа сделаны из нержавеющей стали и символизируют славные годы политической борьбы, которая проходила непосредственно на этой площади. Самая безобидная скульптура из всех.
«Манекен» Стефана Гека – две деревянные ракеты «Томагавк» в натуральную величину — должны рифмоваться с Нельсоном и символизировать мощь современного британского флота.
И самая странная скульптура – «Беременная Элисон Лэппер» Марка Куинна. Знаменитая калека без рук и с деформированными ногами изваяна в мраморе. Линии плавные, голова посажена гордо, и есть что-то в храброй беременной калеке невероятно красивое и гордое. Непонятно тем не менее, что сделал Куинн – акт чудовищного вандальского цинизма, яркий гражданский поступок ради эмансипации и всеобщего равенства, бессмысленную пощечину общественному вкусу-страдальцу? Элисон Лэппер тоже должна рифмоваться с одноруким Нельсоном.
Увы, если смотреть на скульптуру снизу вверх, получится просто невнятный торс-обрубок с большим животом.
В конкурсе, разумеется, победила эта скульптура, и ее установят весной следующего года. Но «отель для птиц» тоже страшно понравился жюри, он сменит «Беременную Элисон Лэппер» спустя 18 месяцев.
Публика в ярости. Люди пишут письма на BBC и возмущаются состоянием современного искусства. Кто-то даже пожелал увидеть на Трафальгарской площади Ганди, человека, который уничтожил Британскую империю, что не удалось Гитлеру.
И, во всяком случае, мало кто готов предположить, что любое из этих произведений может вписаться в формат и ритм площади. Тем хуже для лондонцев: у них не получится, подобно парижанам, привыкнуть к отвратительной Эйфелевой башне и сделать ее символом своего города: привыкнуть к скульптурам на четвертом постаменте они за 18 месяцев не успеют, шок будет вечным.