В пятницу адвокат пострадавших в «Трансвааль-парке» Игорь Трунов заявил, что нашел нового ответчика по искам и собирается в ближайшее время перенаправить исковые заялвения. Теперь жертвы обрушения стеклянного купола аквапарка будут требовать компенсацию от ЗАО «Европейские технологии и сервис».
Как пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Игорь Трунов, имя нового ответчика он узнал от репортеров издания «Коммерсантъ» — журналистам удалось выяснить то, что не могло узнать адвокатское бюро. Дело в том, что в пятницу «Коммерсантъ» опубликовал результаты собственного расследования, сделанного, как сообщило издание, «на основании выписок из государственного реестра юридических лиц, содержащего информацию о шести компаниях, которые владели и управляли «Трансвааль-парком». По данным газеты, владельцем аквапарка и одновременно его эксплуатантом является ЗАО «Европейские технологии и сервис» (ЕТС). Коммерческую же деятельность там осуществляли четыре ООО – «Трансвааль Вэллнесс» (обслуживание бассейнов, бань и саун), «Трансвааль Контроллинг» (управление долями в других ООО), «Трансвааль Кетеринг» (питание внутри аквапарка) и «Трансвааль Пеймент» (фактически расчетный центр). 3–4 декабря 2003 года во всех компаниях изменились совладельцы. ЗАО «ТерраОйл» стали принадлежать 100% акций ЕТС и 100% долей ООО «Трансвааль Кетеринг» и «Трансвааль Контроллинг». Последняя компания стала владельцем 100% долей в ООО «Трансвааль Пеймент» и «Трансвааль Вэллнесс». А главой ЕТС 3 декабря стал Сергей Арсентьев, «который сейчас называет себя гендиректором «Трансвааль-парка»», — сообщил «Коммерсантъ». По данным газеты, сделка состоялась еще в ноябре. Позже глава компании «Интеко» Елена Батурина (жена мэра Москвы Юрия Лужкова) и ее брат Виктор Батурин как два физических лица перечислили на счет «ТерраОйл» в банке «Возрождение» 83 млн руб.
На основании этих данных пострадавшие и решили исправить иски — как уже рассказывала «Газета.Ru», Черемушкинский суд обязал их найти ответчика до 10 марта. В ином случае иски были бы автоматически отозваны.
«Cначала проходила информация, что ЗАО «Европейские технологии и сервис» продали «Трансвааль-парк» компании «ТерраОйл». А на самом деле оказалось, что ЗАО «Европейские технологии и сервис» были проданы вместе с «Трансвааль-парком», и поменялись только люди, в то время как структура и бумаги остались те же самые. Это сбило нас с толку, — рассказал «Газете.Ru» Трунов. — Мы же не думали, что фактически «Европейские технологии и сервис» – это еще четыре компании, которые имеют название «Трансвааль». Там достаточно сложная структура, но самое главное, что «ТерраОйл» владеет акциями и получает по ним прибыль. Получается, что она не несет ответственности за те предприятия, акциями которых она владеет».
Как считает адвокат, добиться выплат компенсаций от нового ответчика пострадавшим удастся. «Мы надеемся на то, что по закону тут предусмотрен регресс, то есть в данной ситуации им надо расплатиться с людьми, а потом взыскать эти деньги с виновной стороны, которая будет найдена в результате расследования прокуратуры – либо строителей, либо проектировщиков, либо всех вместе взятых, — говорит Трунов. — Поэтому, по идее, их платежеспособность для людей значения не имеет, если они воспользуются своим правом регресса».
По словам Трунова, самым болезненным в деле остается участие в финансировании аквапарка компании «Интеко». «Сразу после того, как это выяснилось, мне начали звонить клиенты, спрашивая о том, насколько упали шансы получить компенсацию, — сообщил он. — И это совершенно предсказуемый вопрос любого нормального москвича. Единственная надежда у нас — на средства массовой информации. Потому что если суммы выплат будут смешными, будет известно, чьих это рук дело».
9 марта с исправленными исковыми заявлениями пострадавшие направятся в Черемушкинский суд. Причем исков будет уже не два, как первоначально, а больше. За это время подавать в суд решили еще несколько семей – пока адвокат не уточняет их число и не называет фамилии новых истцов. По его словам, суммы по искам будут соответствовать тем, что были заявлены в качестве компенсаций первыми заявителями. (Напомним, что в общей сложности четверо пострадавших требуют 3,3 млн рублей). Правда, из документального подтверждения того факта, что именно ЕТС оказывал услуги пострадавшим, у защиты только чеки истцов, полученные ими в «Аквапарке», на которых указано название этой компании. Как говорит Трунов, запросы в налоговую инспекцию и Москомрегистрацию адвокаты уже подали. Но истцам хватит и надписи на чеках. «Все остальное должен выяснять суд», — говорит он.
Тем временем компания «ТерраОйл» заявила, что также является потерпевшей стороной и сама намерена судиться с виновными в трагедии.
Как сообщил «Газете.Ru» директор ООО «ТерраОйл» Михаил Пономарев, компания – тоже потерпевшая сторона, так как является инвестором. «О ходе следствия руководство компании не информируют, — заявил Пономарев. — Однако вечером 5 марта нам пообещали представить предварительные результаты расследования, а к 20 марта – окончательные». После этого «ТерраОйл» будет подавать в суд на виновников обрушения купола аквапарка в Ясеневе и требовать компенсации за нанесенный им материальный вред.
Когда будет определен виновник трагедии и названы причины произошедшего, до сих пор неясно.
Один из специалистов, участвующий в расследовании обрушения «Трансвааль-парка», рассказал «Газете.Ru», что «над аквапарком сейчас работают сразу три комиссии и пока ни одного заключения нет». «Первая создана при правительстве Москвы (возглавляет Александр Косован), вторая — в Госстрое (Анатолий Петраков), и еще одна состоит из независимых экспертов, — пояснил он. – В комиссии входят руководители профильных организаций и ведомств. Им разрешено привлекать для расследования любых специалистов. Так вот, на данный момент существуют только личные заключения двух-трех экспертов. Сейчас комиссии собирают остальные заключения, анализируют их и сопоставляют». «Если мнения экспертов совпадут, появится общий окончательный документ, — пояснил участник расследования. – Нет – тогда все будут перепроверять заново».
По данным пресс-службы Госстроя, федеральная комиссия по расследованию причин трагедии ни к какому однозначному выводу еще не пришла. «В стране 8 Марта, а это как стихийное бедствие – можно ожидать чего угодно, но только не выводов комиссии», — пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» в этом ведомстве. Правда, сотрудник пресс-службы попросил перезвонить сразу после выходных, 9 марта. «Мы будем объявлять некоторую информацию», — сказал он, пообещав, что до тех пор «данные будут перепроверять, так как еще существуют определенные сомнения». Аналогичный ответ (только в более грубой форме) получила «Газета.Ru» и в пресс-службе Москомархитектуры.
Таким образом, сейчас достоверно известно лишь то, что ни особенности грунта, ни качество фундамента, цемента и бетона причинами обрушения купола аквапарка не были.
Напомним, что одна из первых версий заключалась в том, что крыша рухнула под давлением скопившегося на ней снега. Затем появилось предположение, что купол обрушился из-за перепада температур внутри здания и снаружи его. Кроме того, испарения хлора и повышенная влажность при нарушении правил эксплуатации могли вызвать преждевременную коррозию металла. Однако эти причины были опровергнуты испытаниями проб бетона и арматуры — их качество отвечало требованиям проекта. Утеплитель под кровлей находился в нормальном состоянии, и его утяжеления не было. А снег не мог скапливаться на куполе в таких количествах, которые могли бы привести к обрушению. Об этом еще 20 февраля сообщил заместитель главы Госстроя Анатолий Петраков.
С тех пор появилось еще несколько версий трагедии. Например, проектировщики здания предположили, что в аквапарке произошел теракт. По мнению генерального архитектора здания Сергея Киселева, «горизонтальная сила, приложенная к стенке колонны, наверное, была извне». На одной из стальных опорных колонн, которая представляет собой трубу, не могла просто так образоваться «вмятина с мягкими оплывами форм», заявил он. Однако эта версия была отвергнута. 1 марта прокурор Москвы Анатолий Зуев заявил, что «взрывотехническая экспертиза, назначенная в рамках расследования уголовного дела, следов взрывчатых веществ на месте трагедии не обнаружила».
К трагедии могли привести и большие вибродинамические нагрузки от работы кондиционеров и насосов аквапарка. «Они должны были находиться на специальных виброопорах. И, если бы одна из виброопор вышла из строя, нагрузка могла оказаться достаточно большой, — заявил замглавы Госстроя Петраков. — Но для этого необходима серьезнейшая ошибка в проекте. Если бы она была, такое обрушение произошло бы не через полтора года после сдачи объекта, а гораздо раньше».
В пятницу заговорили о еще одной возможной причине обрушения. Высокопоставленный сотрудник Госстроя рассказал газете «Коммерсантъ», что специальная комиссия Москомархитектуры обнаружила трещину в одной из колонн аквапарка еще в июне 2003 года. Чиновники, выявившие дефект, потребовали от главы ЕТС Владимира Мулева провести реконструкцию объекта. Однако Сбербанк отказал в выделении средств на ремонт. Трещина, по всей видимости, так и осталась незаделанной. Правда, представитель ЗАО «К» (мастерская проектировала купол аквапарка) Анатолий Самухин сообщил «Газете.Ru», что ни о каких трещинах не знает, «да их и не могло быть». По его словам, если какой-то дефект и был в стальной заваренной трубе, его просто было невозможно заметить: колонны были покрыты слоем специального бетонного покрытия. «Трещина же в «штукатурке» не имела большого значения, — пояснил Самухин. – Разве что с точки зрения эстетики».
Так что на данный момент специалисты сосредоточили свое внимание именно на погрешностях проекта.
«Мы сейчас находимся под серьезным прессингом, — рассказал представитель ЗАО «К». – Нодар Вахтангович (проектировщик купола Нодар Канчели —«Газета.Ru») лежит с сердечным приступом, и вернется ли он теперь к архитектуре вообще — неизвестно. Все говорит против нас. Только сегодня приезжали эксперты из МИСИ со своим заключением. Мы не согласны с ними и полностью уверены в своем проекте». Как отметил Самухин, ««Трансвааль-парк» простоял 2,5 года, успел дать усадку и обрушился совершенно неожиданно. Почему это произошло – для нас абсолютно непонятно, но мы надеемся на компетентные выводы комиссий». «Нам не дает покоя то, как ломалась колонна, — добавил он. – Мы все-таки думаем, что это какое-то внешнее воздействие». В заключении Самухин пообещал, что в будущем при разработке подобных проектов мастерская будет учитывать «возможное воздействие извне» и усилит несущие колонны. «Это будет значительно дороже, но сделает здание безопасным даже в экстраординарных ситуациях», — сказал он.