В среду в Мосгорсуде начался судебный процесс над пятью уроженцами Чечни, организовавшими взрыв у ресторана «Макдоналдс» и причастными к захвату заложников в ДК на Дубровке. Пятерых организаторов взрыва у «Макдоналдса» задержали практически сразу после штурма театрального центра.
Во время взрыва у ресторана на улице Покрышкина, происшедшего 19 октября 2002 года, один человек погиб и восемь получили ранения. Зданию ресторана был причинен ущерб на 3,32 млн рублей. Были также повреждены семь автомашин, припаркованных у ресторана. Случившееся было признано терактом, и оперативники МУРа начали поиск преступников. Вскоре следователи выяснили, что взорванный у ресторана автомобиль «Таврия» купил выходец из Дагестана Аслан Мурдалов.
Когда был захвачен театральный центр на Дубровке, оперативники пришли к выводу, что взрыв у ресторана был всего лишь предварительным терактом. Стало ясно также, что теракты на Дубровке и у «Макдоналдса» готовили люди из одной группы. Сразу после штурма ДК в Москве и Подмосковье начались массовые аресты и обыски лиц, которые могли быть причастны к терактам. Через два дня после штурма, 28 октября, сотрудники МУРа задержали Ахяда Межиева, которого вычислили по телефонным разговорам с Абу-Бакаром. В автомобиле чеченца оперативники обнаружили автомат и два гранатомета.
На допросах Межиев подробно рассказал о своих контактах с террористами и о двух приобретенных им для теракта машинах. Еще через два дня, 30 октября, в Иванове у родственников Межиева был задержан его брат и предполагаемый сообщник – Алихан Межиев. Примерно тогда же был задержан и Аслан Мурдалов. Они не принимали непосредственного участия в захвате заложников, а лишь сопровождали террористов.
Благодаря показаниям Межиевых и другим оперативным данным 22 ноября в подмосковном поселке Черное Балашихинского района следователи нашли базу боевиков.
Там был задержан 30-летний уроженец села Ведено Хампаш Собралиев, которому Алихан Межиев передавал «пояса шахида». Во время обыска у него изъяли пистолеты Макарова и Стечкина с глушителем и 80 патронов, два аппарата полевой контактной связи военного образца, две радиостанции иностранного производства, ваххабитскую литературу и конспекты по взрывному делу. Взрывчатка и заготовки для «поясов шахида», по оценкам экспертов, были идентичны тем, что использовались на «Норд-Осте». Выяснилось, что оружие и взрывчатка были привезены в Балашихинский район Подмосковья из Чечни в ящиках с яблоками. Наконец, последний обвиняемый – 29-летний житель Урус-Мартана Асланбек Хасханов – был задержан в Ингушетии в начале мая 2003 года.
Во время работы по этому делу следователям удалось выяснить, что «Таврия», взорванная у «Макдоналдса», была не единственной «адской машиной» террористов. В конце октября у Концертного зала имени Чайковского оперативники нашли «восьмерку» с заложенной в ней взрывчаткой, затем еще две машины на автостоянке на Звенигородском шоссе. А в начале июня 2003 года сотрудники МУРа раскрыли еще один склад боевиков в Подмосковье. В Черном оперативники наткнулись на оставленные в сарае одного из домов 400 кг пластита и электродетонаторы.
По словам представителей столичной прокуратуры, дело пятерых чеченцев выделено из общего дела о «Норд-Осте» в отдельное производство. Таким образом, перед судом предстали Асланбек Хасханов, Аслан Мурдалов, братья Алихан и Ахяд Межиевы и Хампаш Собралиев. Им предъявлены обвинения в совершении взрыва у ресторана «Макдоналдс», а также в пособничестве в терроризме и захвате заложников. Кроме того, арестованным уроженцам Чечни инкриминируют незаконное приобретение, хранение и перевозку оружия и взрывных устройств в составе преступного сообщества (ст. 210, ч. 2; ст. 33, ч. 3, 5; ст. 205, ч. 3; ст. 206, ч. 3; ст. 105, ч. 2; ст. 222, ч. 3 УК РФ).
По мнению следствия, непосредственными исполнителями взрыва у «Макдоналдса» были Хасханов, Мурдалов и братья Межиевы. Организацией и доставкой оружия и взрывчатки для взрыва «Макдоналдса» и последующего захвата заложников в театральном центре занимались Собралиев, Хасханов и Алихан Межиев. Кроме теракта у ресторана и захвата заложников на Дубровке, по данным прокуратуры, Хасханов, Мурдалов и Алихан Межиев причастны к покушению на взрыв у Госдумы и на улице Большая Бронная в Москве в 2001 году (тогда взрывы удалось предотвратить).
Расследование деятельности этой группы боевиков было завершено в октябре прошлого года. В декабре материалы дела в 39 томах передали в Мосгорсуд.
В среду стало известно, что процесс будут проходить в закрытом режиме. По словам представителей Мосгорсуда, это связано с тем, что в материалах дела содержатся документы с грифом «секретно».
В среду всем обвиняемым было зачитано обвинительное заключение, специально для них переведенное на чеченский язык.
Затем начался допрос потерпевших. Всего в деле о теракте у «Макдоналдса» потерпевшими признаны 17 человек. По данным Мосгорсуда, свидетелями на процессе будут 140 человек. Как сообщили «Газете.Ru» в суде, сегодня ожидается выступление семерых потерпевших. Слушания продолжатся в пятницу, 27 февраля, когда в суде выступят остальные потерпевшие. После этого начнется допрос самих обвиняемых.
Как заявил журналистам адвокат подсудимых — братьев Межиевых — Руслан Хасанов, его подзащитный частично признал свою вину. Обвиняемый утверждает, что его ввел в заблуждение другой подсудимый, в результате он «не знал, что будет теракт».
Напомним, что захват заложников Театрального центра на Дубровке был совершен 23 октябра 2002 года. В заложниках оказались 912 человек, пятеро из которых были расстреляны террористами, 125 погибли в результате действий террористов, в том числе и впоследствии в больницах. Сорок террористов, находившихся в Театральном центре, уничтожены. В результате теракта зданию Театрального центра причинен ущерб более чем на 60 млн рублей.
Тем временем расследование основного уголовного дела в отношении организаторов и исполнителей терактов у «Макдоналдса» и в Театральном центре на Дубровке продолжается. В отношении Шамиля Басаева, Хасана Закаева и Герихана Дудаева следствием вынесено постановление о привлечении их в качестве обвиняемых. Названные лица объявлены в международный розыск. Вместе с ними по делу проходил также Зелимхан Яндарбиев, скрывавшийся в Катаре. Однако 13 февраля он там был убит.