Заявление офицера можно было бы считать ничего не значащим, если бы не три обстоятельства.
Во-первых, свои предложения Ушаков высказал на встрече с новоизбранными депутатами Госдумы, которым главы различных ведомств решили объяснить, каких законов от них ждут правительство и администрация президента в следующие четыре года. В протоколе собрания в «Бору» («Газета.Ru» подробно рассказывала об этом мероприятии) речь Ушакова даже называется лекцией. Учить депутатов по своим темам приехали также Герман Греф, Галина Карелова, Сергей Степашин и другие чиновники.
Во-вторых, слова о расширении полномочий ФСБ прозвучали спустя всего три дня после теракта в московском метро. И раньше представители силовых ведомств пользовались подобными событиями для требований расширить свои карательные полномочия. Так, спустя несколько дней после захвата театрального центра на Дубровке в Думу были внесены, а потом и приняты поправки в закон «О борьбе с терроризмом», расширявшие полномочия правоохранительных органов по применению оружия и спецсредств при захвате подозреваемых в терроризме. А в Госдуме появился проект поправок к УПК, увеличивавших срок предварительного заключения подозреваемых в терроризме. Летом прошлого года директор ФСБ выступил с предложением передать его ведомству часть контрольных функций в сфере проверки приватизационных сделок. Хотя заявление прозвучало сразу после теракта в Тушине, многие связывали его с началом так называемой атаки на ЮКОС.
В-третьих, есть вероятность, что в Госдуме уже разрабатывается законопроект «О национальной безопасности РФ», где будут описаны новые функции силовых ведомств в борьбе с террористами.
Впервые слухи о появлении закона появились осенью 2002 года, после того же теракта на Дубровке. Как тогда рассказывала «Газета.Ru», депутаты прежнего созыва не смогли выработать цельных предложений для нового закона и предложили подумать над проектом президентской администрации и самим силовикам.
Источники «Газеты.Ru» в Кремле утверждали, что этот закон может быть заменен поправками в два других – «О ФСБ» и «О прокуратуре». С того времени обо всех этих инициативах не было слышно. Сегодня же депутатам новой пропрезидентской Думы статс-секретарь ФСБ читает лекцию с тем же названием, что и у забытого законопроекта: «О доктрине национальной безопасности РФ». Ссылки на американский патриотический акт тоже неслучайны, ведь благодаря ему в США было создано новое силовое суперведомство – Министерство национальной безопасности.
«Газета.Ru» попыталась выяснить мнение нынешних думских депутатов о перспективах принятия каких-либо поправок, расширяющих полномочия ФСБ. «Единоросс» Александр Гуров (комитет по безопасности) сказал, что «законодательная база борьбы с терроризмом нуждается в расширении», но, скорее всего, в виде поправок к УК и УПК, а не при помощи отдельного закона. Что касается отмены моратория на смертную казнь, то депутат Гуров с офицером Ушаковым полностью согласен: Москва должна «устрашить» организаторов террористических актов.
Депутат от блока «Родина» Виктор Алкснис добавил к этому, что нынешняя Дума «без колебаний» отменит мораторий, как только «силовики внесут такой проект».
Зато Алкснис категорически против какого-либо расширения полномочий спецслужб, хотя не исключает, что соответствующий законопроект может вскоре появиться в Думе: «Я категорически против подобного расширения, потому что, к сожалению, наши спецслужбы на протяжении последних лет демонстрируют полную беспомощность. У них полномочий и так более чем достаточно». Апелляции Ушакова к американскому опыту Алкснис считает принципиально некорректными: «Апеллировать к опыту США совершенно бессмысленно и бесполезно. Когда в России будет нормальный парламент, который сможет контролировать деятельность спецслужб, владеть контрольными функциями, тогда можно попытаться что-нибудь создать. Но в условиях, когда отсутствует какой-либо контроль за спецслужбами на государственном уровне, пытаться еще дать им полномочия... Я не знаю, куда мы скатимся».