В пятницу Александр Вешняков объявил, что около 26% подписей, собранных в поддержку Ивана Рыбкина, являются недостоверными и недействительными. «Как и диктует закон, мы направили данные о том, что среди проверенных подписей оказалось около 26% забракованных, самому кандидату, чтобы он и его сторонники разъяснили причины обнаруженных недостатков и привели аргументы, которые могли бы повлиять на окончательное решение ЦИКа о качестве проверенных подписей», — сообщил журналистам председатель избиркома, уточнив, что указанный процент брака выявился при проверке 30% подписей и при повторной проверке еще 10%.
Отбракованные 26% подписей означают, что шансов стать кандидатом в президенты теперь у Рыбкина практически нет.
Дело в том, что по закону «О выборах президента РФ» критическим считается 25% недостоверных и недействительных подписей: «Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 25 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 15 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится».
Рыбкин с результатом проверки подписей не согласился. «У нас есть основания оспорить решение Центризбиркома», — заявила руководитель его предвыборного штаба Ксения Пономарева. Вопрос о регистрации Рыбкина ЦИК будет обсуждать в субботу. Возможно, штаб подаст в суд иск еще до официального решения избиркома. Как объяснила «Газете.Ru» Пономарева, вопрос об обращении в суд решится сегодня вечером, когда закончится согласительная комиссия в ЦИКе, на которой представители Рыбкина пытаются оспорить результаты проверки. «Если они не примут наши аргументы, то ждать завтрашнего заседания не будет никакого смысла», — заявила Пономарева «Газете.Ru».
Копии протоколов ЦИК, которые прислали в «Газету.Ru» из штаба Рыбкина, действительно вызывают сомнения, как минимум, в знании сотрудниками избиркома элементарной арифметики.
В первом документе, составленном по форме №9 и датированном 3 февраля, сообщается, что из 600 тысяч отобранных подписей проверено чуть больше 587 тысяч и в них обнаружено 13,68% брака. Через два дня избирком составил еще один протокол, где речь идет о проверке всех 600 тысячах подписей. К этому моменту были проверены уже все подписные листы, причем недостоверных и недействительных подписей оказалось уже больше — 156 тысяч, то есть 26,16% от общего числа. «Даже если бы недействительными были признаны все оставшиеся 12 524 подписи, доля брака все равно не превысила бы 16%. Каким же тогда образом после проверки всей выборки (600 000) получилось, что недействительных подписей — 26,16%?» — резонно недоумевают в штабе.
Есть в протоколах и еще одна вещь, в которую сложно поверить. Проверив 600 тысяч подписей, избирком изучил еще 200 тысяч, и после этого окончательный результат по 800 тысячам подписей не изменился ни на одну сотую процента и составил те же 26,16%, что зафиксировано в протоколе от 5 февраля.
По этим вопросам «Газета.Ru» попыталась получить комментарий из ЦИКа, однако в пресс-службе сообщили, что рабочий день уже закончен и позицию избиркома удастся выяснить только на завтрашнем заседании.