В пятницу в автомобильной катастрофе в Лос-Анджелесе погиб Хельмут Ньютон, фотограф, чьи работы определили не только развитие жанра, но стали одним из значительных этапов развития всего искусства XX века. По словам представительницы полиции Эйприл Хардинг, авария произошла около полудня близ бульвара Сансет в Голливуде. Ньютон выезжал на собственном спортивном автомобиле «Кадиллак» с территории гостиницы Chateau Marmont, где часто останавливаются звезды Голливуда.
По словам очевидцев, машина неслась на большой скорости, пересекла улицу и врезалась в стену здания, стоящего на противоположной стороне дороги; фотограф в этот момент был в автомобиле один. По тротуару шли люди, однако никто из них во время аварии не пострадал.
От сильного удара машину фотографа искорежило – у нее смяло переднюю часть кузова и выбило лобовое стекло. После удара прохожие увидели, что все лицо Ньютона в крови. Как сообщает Associated Press, к приезду медиков и полиции 83-летний Ньютон был еще жив. Его срочно доставили в больницу Cedars-Sinai Medical Center, где через некоторое время фотограф скончался от травм.
Что послужило причиной аварии, сейчас выясняет следствие. По предположению полиции, у Ньютона в силу его возраста могли быть серьезные проблемы со здоровьем. Возможно, он потерял сознание за рулем.
Смерть Ньютона в автокатастрофе, по сути, парадоксальна – это скорее смерть голливудской звезды, чем 83-летнего старца. Есть и пугающие совпадения. Не так давно он сделал серию «Автоэротика», рекламирующую новую модель Volkswagen. Очертания автомобиля увлекают его гораздо больше очертаний женского тела, пояснил тогда Ньютон. Впрочем, за свою жизнь он зафиксировал столько женских очертаний, создав стиль, который нельзя назвать уникальным только потому, что пара поколений подражателей растащила идеи и находки Ньютона по бесчисленным копиям!
Признанный художник, чьи работы украшают собрания самых респектабельных музеев, Ньютон получил известность как фэшн-фотограф. Его работы публиковали Playboy, Elle и, разумеется, Vogue – журнал, «открывший» Ньютона.
Родился он 31 октября 1920 года в Берлине.
Отличное место для художника, но очень плохое время для еврея.
Когда ему исполнилось 18 лет, Ньютон благоразумно покинул Берлин нацистов, перебравшись в Сингапур, а затем и в Австралию. Работал фотографом в отделе светской хроники небольшой газеты, правда, недолго – через две недели его уволили за непрофессионализм. А когда Австралия вслед за Британией вступила в войну, Ньютон ушел в австралийскую армию солдатом. После окончания войны он остался жить в Мельбурне, где открыл маленькую фотостудию. Спустя три года, в 1948-м, фотограф женился на актрисе Джун Брюннель, также известной под псевдонимом Элис Спрингс, однако за всю совместную жизнь у супругов не было детей. В 1957 году он перебирается в Париж.
Впрочем, все эти полулегендарные события – довольно смутный период жизни человека, которого считают гением. Настоящая жизнь Хельмута Ньютона началась в 1961 году, когда он приступает к регулярной работе для французского издания Vogue.
С этого времени его обнаженные модели постоянно появляются на обложках всех журналов мод. Он стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов мира – его гонорар за съемочный день составлял $5000, моделями для него служили, кажется, все известные и блистательные персоны — Палома Пикассо, Пьер Карден, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер... В 1970-80-х годах упрямые критики признали его фотографии произведениями искусства. А затем начались бесконечные выставки: Турин, Гамбург, Вена, Лондон, Мадрид, Токио, Москва, Салоники. В 1981 году Ньютон переехал в Монте-Карло. Последняя выставка Хельмута Ньютона состоялась в Москве весной прошлого года. В октябре 2003 года Ньютон отдал более тысячи своих работ в берлинский Музей фотографии со словами, что он горд представить свои работы в родном городе.
В своей автобиографии Ньютон написал, что желание стать фотографом появилось у него еще в 15 лет. «Тогда мой отец сказал мне, что я закончу свои дни в грязи, потому что все, о чем я думаю, – это девочки и фотографии». Кто мог предположить в 1935 году в предвоенном Берлине, что все сложится совсем по-другому?