Завтра, 21 января, в Москве откроется очередной многозальный кинотеатр, чаще именуемый мультиплексом. Тривиальное событие – ну будет куда сходить живущим в районе «Калужской», кроме «Витязя» в районе «Беляево», — на самом деле свидетельствует о том, начинается серьезная суета на кинорынке. Дело в том, с открытием «Синема парк на Калужской» на рынке во всей красе появляется компания «Синема парк». Теперь все в сборе, дальше будет драка.
Драться есть за что – кинопрокат на сегодня стал в России одним из самых перспективных и доходных видов бизнеса. Если в 2001 году сборы в российском кинопрокате составили всего $50 млн (в этом только «Терминатор-3» принес 13 млн), то в 2002-м они выросли более чем вдвое – $111 млн, в ушедшем 2003-м – подтянулись к $200 млн.
Только доход от рекламы в кинотеатрах в 2003-м составил порядка $9 млн.
Умные люди поняли это еще в 2002 году. Тогда к уже существующим киносетям «Империя Кино», «Каро Фильм» и связанной с ним «Формулой Кино» (которые большей частью все-таки арендуют кинотеатры у города) добавились два крупных амбициозных игрока – государева контора «Роскинопрокат» и детище частного капитала «Синема парк», отцами которого стали небезызвестные Никита Михалков и Владимир Потанин. Соответственно, в учредителях проекта числятся потанинское ЗАО «ИД «Проф-Медиа» (80%) и михалковская студия «Тритэ» (20%). Планы у новорожденного были не то маниловские, не то наполеоновские — создание всероссийской сети многозальных кинотеатров, причем Никита Сергеевич пообещал, что в течение трех лет количество экранов в сети мультиплексов должно достигнуть сотни. Как сообщил генеральный директор «Проф-Медиа» Вадим Горяинов, стоимость проекта составляла около $40 млн. Столь масштабного замаха Россия еще не знала – даже государственный «Роскинопрокат» собирался строить четыре-пять мультиплексов, предполагая в основном переоборудовать старые площадки.
Однако ничего громкого за весь прошлый год «Синема парк» так и не совершила: два года из обещанных трех почти миновали, а в активе покорителей российского кинорынка по-прежнему числился лишь московский кинотеатр «МДМ-кино», 51% акций которого принадлежали «Проф-Медиа» еще на момент создания нового проекта. Общеизвестно, что на каждое святое место обязательно кто-нибудь припрется.
Так и случилось – на российском кинорынке засветились буржуи, и число претендентов на жирный кусок кинорынка увеличилось.
В апреле интернационал в составе канадской IMAX Сorp., английской BFC Media Ltd., турецкой «Рамэнка» и швейцарской Nestle утвердил в столице первый кинотеатр сети IMAX. Может быть, особо париться и не стоило бы – все-таки пока еще ниша у IMAX-а специфическая — разглядывание диких слонов на экране размером с семиэтажный дом и редкие премьеры блокбастеров. Но в сентябре свой первый киноплекс открыла сеть Rising Star Media, созданная компаниями National Amusements (которая владеет почти 1,4 тыс. кинотеатров в США, Великобритании и Южной Америке), Viacom и Soquel Ventures. Эти были понаглее и сразу же пообещали построить в России от 60 до 100 экранов. Ситуация усугублялась тем, что «Империя кино» к тому времени уже влилась в «Каро фильм», и тот стал фактическим монополистом в Москве.
Вот тут уже запахло жареным и началась суета.
В ноябре «Проф-Медиа» избавляется от любителей копаться – топ-менеджмент компании «Синема парк» отправляется в отставку «в связи с желанием попробовать свои силы в собственном проекте», и гендиректором «Синема парк» вместо Станислава Прибылова становится Сергей Китин. Общая стоимость проекта оценивалась тогда уже в $84 млн.
Сегодня на пресс-конференции Сергей Китин говорил уже о $107 млн – $50 млн даст Потанин, $20 млн еще в июле прошлого года отпустил в кредит Всемирный банк в лице Международной финансовой корпорации (IFC), и еще $35 млн будут привлечены за счет выпуска дополнительной эмиссии, которая будет размещаться среди акционеров компании. За эти деньги на первом этапе компания планирует построить сеть из двенадцати мультиплексов в десяти регионах России по восемь-двенадцать залов каждый и получить около 30% рынка качественного кинопоказа страны.
Первенца можно будет наблюдать уже завтра. Как обычно, обещают «самый современный в России» зал – для всех кинотеатров «Синема парк» объявлено соответствие международному сертификату SMPTE, что подразумевает высочайшее качество изображения, объемного звука по технологии Dolby Digital & Surround EX и отлаженную систему безопасности. Потенциальных дистрибуторов наверняка порадует фирменная фишка сети «Синема парк» — сенсорная система контроля посещаемости.
По некоторым оценкам, до 60% дохода от проката уплывают в карманы жадных владельцев кинотеатров.
В сети «Синема парк» скрывать истинную посещаемость будет сложно — в разработанные фирмой Lino Sonego кресла вмонтированы специальные сенсоры и любой дистрибутор может в онлайновом режиме отследить – сколько датчиков было придавлено филейными частями зрителей. Демпинговать «Синема парк» не намерена, цены обычные для Москвы – на утренние сеансы 80 рублей, в прайм-тайм – до 250.
«Калужской» дело не ограничится – в октябре откроется комплекс на «Октябрьском поле», в следующем году – в Марьиной роще. Но основная драка будет все-таки не в наевшейся современными залами Москве (сейчас в столице уже 70 современных кинотеатров с 180 залами), а в провинции.
Как известно, в ушедшем году в кинобизнесе произошел переворот – регионы принесли прокатчикам больше денег, чем Москва (по некоторым оценкам, до 70% сборов делалось на периферии, хотя еще пять лет назад 90% сборов от продажи билетов делала Москва.
Поэтому «в глушь, в Саратов» рвутся все, и «Синема парк» не исключение – два киноплекса построят в Петербурге, начато строительство в Нижнем Новгороде, выбрали участки для мультиплексов в Уфе и Ростове-на-Дону, уже идет строительство в Новосибирске и Красноярске, а пермякам мультиплекс пообещал лично Владимир Потанин.
Не дремлют и конкуренты – IMAX объявил о намерении построить свои кинотеатры во всех российских миллионниках, а аккурат перед Новым годом совет директоров Европейского банка реконструкции и развития одобрил предоставление «Райзинг Стар Медиа» кредита в размере до $17 млн – целевой кредит на строительство пяти многозальных кинотеатров в Москве и Санкт-Петербурге.