То, что победители Critics Choice Awards и Peoples Choice Awards радикально не совпали, нет ничего удивительного. Меж ними, так сказать, бездна.
«Народный выбор» или «Выбор людей», как кому нравится – это телефонный опрос, производимый респектабельным агентством Гэллапа, который должен объективно выявить мнение 270 миллионов американцев.
Вручение «Народного выбора» проводилось уже в тридцатый раз, так что традиция это устоявшаяся, хотя никакого влияния награда не имеет.
«Выбор критиков» вручается с 1996 года. Первые четыре года критики пытались умничать и давали главную награду «Фарго» и «Секретам Лос-Анджелеса» вместо «Английского пациента» и «Титаника», как поступали киноакадемики. Но потом все наладилось, и последние пять лет результаты критиков стабильно совпадают с результатами «Оскара».
Странно другое – в этом году мнения как раз должны были совпасть.
За «Властелина колец: Возвращение короля» зрители и так вроде бы проголосовали трудно заработанным долларом. Так что «Народный выбор» определенно должен был отдать предпочтение фильму Питера Джексона.
Но победа в номинации досталась картине «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины». В американском прокате фильм собрал несколько меньше «Возвращения короля» — 305,4 миллиона против 312. Однако одно дело касса, а другое – обаяние.
Травестийный Джонни Депп с саблей на боку и фальшивой повязкой на глазу, очевидно, вызвал более теплые чувства, чем печальный Арагорн или задерганный Фродо.
Хотя «Пиратам…» достался главный приз народа, «Властелина колец» тоже не обошли. Завершающая часть трилогии победила в категории «Лучшая драма», в то время как «Брюс Всемогущий» с Джимом Кэрри победил в номинации «Лучшая комедия».
Терзать ни в чем не повинных людей категориями, конечно, бесчеловечно. Звонят по телефону, задают вопросы, и нужно быстро сообразить, что такое «Пираты Карибского моря» — комедия? Драма? Или сразу лучший фильм?
Условность номинаций часто ставит в тупик, и только избранным понятна разница между «Лучшим фильмом» и «Лучшей драмой».
Выбирать персоналии, вероятно, было проще. Самым любимым стал Мэл Гибсон, самой любимой – Джулия Робертс, а лучшим на все времена (номинация Favorite All-Time Entertainer) в этом году стал Том Хэнкс. Лучший комедийный сериал, разумеется, «Друзья».
Критики тем временем проявили вдумчивость и все перетасовали. Лучшим фильмом стало «Возвращение короля», а «Пираты Карибского моря» — «Лучшим фильмом для всей семьи» (Best Family Film). Правда, число номинаций позволило проявить некоторую гибкость, и в списке фигурирует также «В поисках Немо» как лучший анимационный фильм и «Вторжение варваров» как лучший фильм на иностранном языке: канадец Дени Аркан эту ленту сделал на французском. В номинации «Лучший режиссер» скромно значится Питер Джексон.
Фавориты интеллектуальной драмы с унылыми названиями «Мистическая река», «Холодная гора» и «Монстр» попали в победители только в актерских номинациях.
Лучшим актером стал Шон Пенн за «Реку» Клинта Иствуда.
Лучшей актрисой неожиданно стала Шерлиз Терон за роль в «Монстре» — истории проститутки с хайвея, первой американской женщине — серийной убийце, казненной за убийство семерых мужчин. Фильм, разумеется, основан на реальных событиях, происходивших в 1989–1990 годах во Флориде.
Это не то что бы сенсация, но интересная новость: фаворитом считалась Николь Кидман за роль в «Холодной горе» Мингеллы, режиссера «Английского пациента». Но картина, которой сразу прочили «Оскар», удостоилась только награды за лучшую роль второго плана для Рене Зельвегер. А награду за лучший актерский ансамбль получил опять-таки «Властелин колец», чтобы мелочно не выбирать между любимцами.