Он написал только один роман. Он был очень неуживчивым и неудобным человеком и никогда не был в фаворе. Но этот единственный роман стоит больше многих собраний сочинений, а последовательность его автора в убеждениях вызывала уважение даже у советских чиновников.
Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловка Московской области. После окончания семилетки добровольцем ушел на фронт, воевал, был ранен, дослужился от рядового до офицера разведки полка – типичный путь Ваньки-взводного. После войны остался в армии, служил на Дальнем Востоке и в Германии до 1952 года.
Писать Богомолов начал после демобилизации. B 1955 году у него вышел сборник стихотворений для детей. А в 1958 году в журнале «Знамя» вышел рассказ «Иван».
Хрестоматийный официозный сюжет о «пионере-герое» был решен так ярко, неожиданно и жестко, что стало понятно: в пришедшем в литературу после войны «поколении лейтенантов» появилась новая яркая фигура.
Сразу после публикации было принято решение об экранизации рассказа, и в 1962 году на экраны выходит «Иваново детство» — первый полнометражный фильм Андрея Тарковского.
После беспрецедентного успеха фильма (главный приз на Венецианском фестивале 1963 года, диплом Американской академии киноискусства, призы на кинофестивалях в Сан-Франциско, Монреале, Акапулько – всего более 15 наград) будущее молодого автора, казалось, было обеспечено – только успевай писать. Однако Богомолов писал мало и медленно, подолгу работая над каждым текстом. В последующие годы у него вышло несколько коротких рассказов, а после выхода в 1965 году небольшой повести «Зося» (также экранизированной) автор надолго замолчал.
В 1974 году увидел свет детектив «В августе 44-го (Момент истины)», и Богомолов стал звездой. В советской литературе не так много культовых романов, но «Момент истины» явно из их числа.
Роман издавался более ста раз, за 25 лет был переведен на 30 языков, активно переиздается и сегодня.
Безукоризненно выверенный, написанный на огромном количестве источников и с полной исторической достоверностью, «Момент истины» стал нашим первым интеллектуальным военным детективом, сочетающим умную интригу, предельное напряжение триллера и психологизм традиционного русского романа. Любовь читателей, доброжелательное отношение власти – будущее выглядело безоблачным. Но помешала принципиальность и упрямство Богомолова, скоро ставшие нарицательными.
Популярнейший автор – невиданная вещь! – наотрез отказался вступать и Союз писателей, и в КПСС.
Компартия еще ладно, были у нас и беспартийные писатели, но игнорировать Союз писателей – это просто неслыханно. Впрочем, скоро чиновники поняли, что имеют дело не с блажью, а с последовательной и не подлежащей пересмотру позицией, и вышли из ситуации единственно возможным способом – Богомолов стал официальным прецедентом. Отныне на все обвинения в идеологичности и аганжированности советской литературы неизменно отвечали:
«Почему же? Вон Богомолов – кумир миллионов, но не член СП».
Из положения вышли, но принципиальности не забыли. Не случайно единственными наградами у популярнейшего писателя кроме фронтовых были орден Трудового Красного Знамени, полученный в 1984 году, да премия «За достойное творческое поведение в литературе» (2001).
Это чувство собственного достоинства и непоколебимость не изменили Богомолову и в новые времена. Как известно, писатель снял с титров недавней ленты «В августе сорок четвертого» свое имя и запретил использовать название романа «Момент истины». Как обычно, посыпались упреки и обвинения в скандальности, а объяснения Богомолова почти никто не услышал. А объяснение было очень простое — «непростительное занижение критериев художественности».
«В картине совсем не воссоздана правдивая, реальная атмосфера той войны, возникает ощущение, что режиссер не осваивает предварительно эпизод, не готовит его, не продумывает в деталях...».
Он так и не захотел понять, что время уходит, деньги надо отбивать, что в сегодняшних условиях нельзя позволить себе снимать годами, тщательно готовя каждый эпизод. Он так и не научился махать рукой, смотреть сквозь пальцы, жертвовать качеством в угоду обстоятельствам. Наверное, поэтому так и не дописал свою последнюю автобиографическую книгу «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…».