Ватикан до сих пор отказывался от официальных комментариях по поводу «Страстей» Мэла Гибсона — костюмированной драмы о последних часах жизни Иисуса Христа. Священники просто отказывались смотреть это кино: зачем получать сомнительное удовольствие, если потом журналисты, писатели, евреи, атеисты и люди, в принципе считающие кинематограф богохульством, замучают требованиями правильных комментариев?
Осмелился взять на себя ответственность папа римский Иоанн Павел II. DVD «Страстей Христовых» привез ему продюсер картины Стив Макивети. Точнее говоря, папа пал жертвой провокации: Макивети прилетел в Рим без приглашения и бродил по Ватикану, пытаясь всучить диск любому, кто только согласился бы его взять. Высокие церковные чиновники бежали от гибсоновских «Страстей» как черт от ладана, и только личный секретарь Иоанна Павла II монсиньор Станислав Дживич оказался достаточно храбр и взял диск.
Этим же вечером они с папой посмотрели кино. Папе страшно понравилось. Он полностью одобрил фильм, нашел его «очень сильным» и «трогательным», а ближе к концу сказал самую важную фразу в допрокатной истории ленты.
«Так оно и было», — сообщил его святейшество.
Это, с одной стороны, еще не официальная позиция святого престола, с другой стороны, что может быть официальнее мнения папы?
По крайней мере, эта фраза существенно улучшает позиции скандального проекта. По поводу «Страстей» уже высказались самые разные участники вечного спора. Евреи сочли фильм опасным, а самого Гибсона – антисемитом.
Поводом для этого послужило то, что, согласно фильму, Христа распяли евреи.
Рупором этой точки зрения стала Лига против диффамации, влиятельная организация, считающая своей целью «остановить диффамацию еврейского народа», которая официально выступила против картины. Ее представители, правда, фильма не видели, но прочли «одну из ранних версий сценария», нашли в нем массу исторических ошибок и неточностей, искажений Священного писания, а также общее антисемитское настроение.
«Сценарий описывает еврейское сообщество во времена Христа как единую оппозицию Спасителю и приписывает евреям ответственность за его смерть», — говорится в заявлении лиги.
С другой стороны, с обвинительным заявлением выступил американский совет епископов, который прочел ту же копию сценария. Совет усмотрел в «Страстях» оскорбительно-вольную трактовку событий, описанных в Евангелиях. Мэл Гибсон на все это очень обиделся. И епископы, и евреи прочли украденный ранний черновик сценария, имевший в результате к картине довольно отдаленное отношение.
«Страсти» – третий фильм Мэла Гибсона. Самым известным до сих пор был второй – «Храброе сердце» о героической борьбе шотландского народа с английскими захватчиками. В 1996 году фильм получил пять «Оскаров», включая два главных – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Даже если «Страсти Христовы» не побьют этот рекорд в 2005 году, картина имеет все шансы стать самым странным произведением в истории киноискусства. Снят фильм на латыни, арамейском и иврите.
Изначально Гибсон вообще не хотел его переводить или давать субтитры – эту историю все равно все знают, понимать ее следует душой и сердцем.
Впрочем, кажется, его уговорили поставить субтитры. Роль Марии Магдалины играет Моника Беллуччи, сатану – Розалинда Челентано, дочь Адриано Челентано.
Пока неизвестно, будут ли «Страсти Христовы» показаны в России. На вопрос корреспондента «Парка культуры», будет ли РПЦ давать какие-то оценки фильму, сотрудник секретариата по взаимоотношениям церкви и общества Русской православной церкви ответил, что представители церкви фильм пока не видели и прокомментировать ситуацию никак не могут.