Американский киноинститут (AFI) – организация, которая занимается исследованиями и пиаром в области кино и телевидения, а также сохранением исчезающего наследия американского кино. У AFI нет номинаций и категорий – он награждает десять американских фильмов, каждый из которых оценивается как цельное произведение искусства, а не по отдельным номинациям.
Лучшая десятка структурируется только в алфавитном порядке – нет ни первого места, ни последнего, что позволяет экспертам Киноинститута – ученым, артистам и критикам – ставить рядом мегабюджетные блокбастеры, арт-хаус и мультики.
Кроме того, в этой премии нет номинантов и нет голосования. Каждый из тринадцати членов жюри приходит на заседание с собственной «горячей десяткой» и после долгой дискуссии и процедуры согласований составляется финальный общий список.
Но кроме самостоятельной ценности у этой награды есть еще и существенный подтекст. Оскаровская гонка началась. Номинации на главную премию будут объявлены только в следующем году, еще может до 31 декабря выйти какое-нибудь неожиданное кино, которое всех сделает, но, скорее всего, именно вокруг этих десяти фильмов будет строиться основная интрига – сначала премии «Золотой глобус», а потом и «Оскара».
В английском алфавитном порядке десять фильмов года начинаются с «Американского великолепия» («American Splendor») – истории жизни Харви Пекара, клерка, неудачника, библиофила, который прославился, нарисовав историю своей жизни в комиксах.
«В поисках Немо» сейчас, наверное, — самый популярный полнометражный мультфильм в истории кинематографа, очередной триумф 3D-анимации повествует о том, как маленькая рыбка ищет сына по всему океану.
«Запятнанная репутация» («Human Stain») – мрачная история маленького городка в Новой Англии, где Профессор (сэр Энтони Хопкинс) завел интрижку с Уборщицей (Николь Кидман), в результате его страшное грязное прошлое стало известно всем.
«В Америке» («In America») – добрый фильм Джима Шеридана про добро. Сценарий написан им в соавторстве с двумя дочками, лента рассказывает о двух несовершеннолетних сестрах и их родителях, которые ищут счастья в Америке и находят его.
«Последний самурай» («The Last Samurai») – Том Круз отправляется военным инструктором в Японию как раз накануне отмены самурайского сословия и революции Мейдзи. Там инструктор понимает, что самураем быть интереснее, чем офицером регулярной армии, военным советником и т.п.
Бюджет, костюмы, мечи, японки, сэппуку и, разумеется, сам Том Круз.
«Властелин Колец. Возвращение короля». Третий фильм Питера Джексона в трилогии «Властелин Колец». И одиннадцатый, если считать «В дурном вкусе» и «Живую Мертвечину».
«Трудности перевода» («Lost In Translation»): фильм Софии Коппола о двух американцах, которые оказались в Токио, ни слова не знают по-японски, ничего не понимают в местной жизни, но находят в этом массу поучительного. Фильм рассчитан на тех, кому понравилась нарочитая тягучая красота «Девственниц-самоубийц».
«Хозяин морей: На краю земли» («Master and Commander: The Far Side of the World») – великолепное костюмное кино с героизмом, парусниками, ампутацией гангренозной руки и Расселом Кроу в роли отважного капитана.
«Монстр» («Monster») – история жизни проститутки Айлин Кэрол Уорнос, которая была казнена во Флориде в середине восьмидесятых за убийство семерых мужчин.
«Таинственная река» («Mystic River») – друзья детства объединяются, чтобы найти похищенную дочку одного из них. Снял это кино Клинт Иствуд, который знает толк в мужской дружбе и сокрытии общих грехов.
Вряд ли, конечно, именно этот список и именно в таком порядке будет номинирован на «Оскар». В конце концов, в списке нет четвертого фильма Квентина Тарантино «Kill Bill».
Совпадений, тем не менее, будет много.