В каждой уважающей себя культурной столице есть свой моцартовский фестиваль – этого требуют приличия, так полагается. И дело не в мемориальной доске «Здесь был Вольфганг Амадей Моцарт», тем более что восточнее Праги он не забирался. Фестиваль имени лучшего в мире композитора есть и в таких местах, о существовании которых он и не подозревал: в Вермонте и в городе Сен-Луис-Обиспо.
Моцарт – это уже не композитор, это мифологический конструкт, эталон гения, замучивший за последние двести с небольшим мозги сотням тысяч людей. Дирижеры и оркестры стесняются исполнять Моцарта. Чтобы играть эту музыку, надо быть либо простаком, либо наглым гением – все, что можно, уже сыграно, новых концепций, прочтений и неизвестных произведений больше не будет.
Чтобы привлечь публику и избежать всеобщих насмешек, надо просто сыграть «Eine kleine Nachtmusik» невероятно хорошо, как никто раньше, что, разумеется, невозможно.
Программа фестиваля «Моцартиана»
14 ДЕКАБРЯ
17.00, Камерный зал ММДМ — открытие фестиваля, концерт Алексея Любимова (молоточковое фортепиано) с участием Дмитрия Синьковского (скрипка), Ильи Гофмана (альт), Павла Сербина (виолончель) и Кирилла Рыбакова (кларнет). В программе — камерная музыка В. А. Моцарта...
Все остальное, включая джазовые, техно- и нойз-обработки, а также попытки исполнения Моцарта на варгане – уже пройденный этап, хотя на бесчисленных моцартианах по всему миру эти опыты повторяются снова и снова.
Теперь вот к Сен-Луис-Обиспо присоединилась и Москва. Виноваты в этом два человека – виолончелист Александр Рудин, которому эта идея пришла в голову, и скрипач Владимир Спиваков, который об этом мечтал.
Проходит «Моцартиана» практически сразу, после того, как заканчивается другой музыкальный праздник под Спивакова и одновременно с «Декабрьскими вечерами» в Пушкинском музее. Тем лучше – пусть наша культурная жизнь будет еще полнее и насыщеннее.
Фестиваль – своеобразный бенефис Московского международного дома музыки. Две недели в Большом и камерном залах концерты будут идти каждый день, в театральном состоится один драматический и даже один оперный спектакль. Еще недавно Спиваков говорил, что акустика театрального зала не позволяет в нем петь, но скоро это будет исправлено, вместе с многочисленными погрешностями, недоделками и диверсиями, оставшимися после сдачи нового большого концертного зала.
Фестиваль будет не очень громкий. Из по-настоящему громких имен на фестивале будет разве что Плетнев, который будет играть на фортепиано с солистами Российского национального оркестра. Плетнев в этом декабре особенно щедр на концерты, что, разумеется, только к лучшему, в частности, этот концерт – публичная демонстрация того, что Спиваков не ссорился ни с Плетневым, ни с РНО.
А так – гала-концерт солистов Большого театра и представление «Так поступают все женщины» — покажут вкратце оперное творчество Гения. Симфоническая капелла Полянского сыграет Сороковую симфонию, «Виртуозы Москвы» под руководством Теодора Курентзиса – симфонию «Юпитер». Откроется фестиваль, как полагается, аутентичным концертом — Александр Любимов будет играть на музейном молоточковом фортепиано, а закончится мощным гала-концертом с участием Хора Попова, «Виртуозов Москвы», виолончелиста Александра Князева и американского дирижера Джорджа Клива, старинного друга и партнера Спивакова.
В середине ожидаются великолепный молодой штатный тенор «Виртуозов» Дмитрий Корчак, молодая американка-сопрано Дженис Уотсон, джазовые импровизации с участием пианиста Даниила Крамера и дирижера Сергея Стадлера и валторнист Аркадий Шилклопер. Самого Спивакова в программе нет, но тень его незримо витает над всем этим мероприятием. Все, как у людей, все, как полагается, почти как в Вермонте. Остается только вспомнить, что в нашем городе нет своего Баховского фестиваля.