Последний день работы Госдумы прежнего созыва начался утром с процедуры раздачи депутатам специально выпущенных марок двух серий, посвященных десятилетию Думы и вообще парламентаризма в России. На одной серии – российский флаг и надпись «Федеральное собрание Российской Федерации», на другой – само здание Госдумы. На красном фоне нарисован российский герб, внизу – большая надпись «10 лет Государственной думе Федерального собрания». Марки выпустило Министерство печати, и уже с этого дня продукт коллекционирования достоинством в 2 руб. 50 коп. поступает в обращение.
Геннадию Селезневу предоставили почетную обязанность марки погасить. Помощница принесла ему большую печать с ярко красной рукояткой. «Я нажму, с вашего позволения, эту красную кнопку?» — обратился спикер к присутствующим и проштамповал несколько лежавших перед ним конвертов. После этого погасить марки собралось такое количество народу, что вся памятная серия разошлась в несколько минут.
Спустя час депутаты спустились в зал заседаний. Проходы к нему с верхних этажей к этому времени оказались блокированы охраной. Так делали всегда, когда в Думу приезжал президент России.
Аналогичные меры безопасности принимались и тогда, когда Думу посещал президент Клинтон. Владимира Путина депутаты очень ждали, но он так и не приехал (по Думе прошел слух, что встречу отменила президентская охрана, заявившая, что не может гарантировать полную безопасность первого лица в государстве, так как в прессу заранее попала информация о времени и месте его предполагаемого выступления перед депутатами). Вместо Путина в Думу приехали Александр Вешняков, спикер Совфеда Сергей Миронов и председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Геннадий Селезнев, открывая заседания, представил почетных гостей и рассказал, что за четыре года Дума собиралась 265 раз и рассмотрела в различных чтениях около 2,1 тыс. законопроектов. Спикер Госдумы сообщил также, что из этих документов президент подписал 18 федеральных конституционных законов, более 700 федеральных законов, восемь кодексов. Все эти документы вступили в силу.
Все время, пока выступал спикер, зал был заполнен до отказа. Фракции СПС и «Яблоко» были в полном составе. От КПРФ также пришли все депутаты. Рядом с Геннадием Зюгановым понурившись стоял Василий Шандыбин, который, как известно, в будущей Думе работать уже не будет (хотя есть небольшой шанс, что ему удастся избраться на повторных выборах в Ульяновской области). В центре, где располагаются места фракции ОВР, корреспонденты рассмотрели председателя ТПП Евгения Примакова, депутатские полномочия которого также сегодня прекращаются. По собственному желанию он не баллотировался в депутаты. Центристы с первых рядов горячо обнимались, похлопывая друг друга по спинам и поздравляя с сокрушительной победой. В конце выступления спикер поблагодарил депутатов за плодотворную работу. Заиграл гимн. Все без исключения встали. Однако разойтись на торжественной ноте не получилось. Геннадий Селезнев попросил коллег задержаться и почтить минутой молчания память депутата Ивана Апарина. Ночью у него произошел сердечный приступ.
В это время фракции СПС и «Яблока» уже заканчивали паковать вещи, покидая Думу как минимум на следующие четыре года.
На седьмом этаже, в «Яблоке», сотрудники раскладывали плакаты и документы в большие картонные коробки. «До 17–20 декабря должны освободить помещение, — с грустью призналась сотрудница фракции. — Теперь будем сидеть в главном штабе партии». «Дело даже не в том, где сидеть, а обидно, что в Думе не будет теперь справедливого голоса «Яблока», — добавил пресс-секретарь фракции Сергей Локтионов. На третьем этаже в СПС секретарь Бориса Немцова собирала из шкафов книги. Правые уже успели убрать рекламные щиты, перед стартом избирательной кампании в огромном количестве заполнившие фракцию. Сиротливо стояли отключенные компьютеры. «Вам следует сдать дела и ключи от помещений в течение двух недель», — сообщила вошедшая сотрудница аппарата. «Все уже знаем», — холодно ответила секретарь. Как оказалось, аналогичное распоряжение получили и все депутаты, занимающие служебные квартиры в столице и не прошедшие в новый состав Думы, – им всем предписано вместе с семьями выехать и сдать ключи в управделами. Сроки те же – две недели.
После заседания депутатов ждал праздничный банкет. В красном зале Госдумы шли последние приготовления. Официанты расставляли по столам бутылки коньяка «Арарат» и водки «Гжелка». Комментируя рацион, руководитель аппарата шутил: «Все салаты обычные. Напитки тоже. Из расчета 70 граммов на человека. С этого, как вы понимаете, не напьешься».
Перед банкетом «Газета.Ru» побеседовала с некоторыми членами «Единой России», которые переизбрались в новую Думу. Оказалось, центристы всерьез настроены на самостоятельный передел главных думских портфелей и постов комитетов.
«Это логично, что победившая партия может поделить посты в комитетах самостоятельно. А количество комитетов должно сократиться до 15 – их обязательно надо сокращать».
«Это повысит и качество работы самих комитетов, и сократит затраты на содержание аппарата. Думаю, первое заседание должно быть посвящено именно этому вопросу. О постах в комитетах будем говорить и консультироваться и с ЛДПР, и с «Родиной», но это было бы правильно, если бы все посты в комитетах заняла партия, набравшая большинство», — заявил «Газете.Ru» Олег Ковалев (в предыдущем составе Думы он возглавлял ключевой комитет по регламенту). Его коллега по партии Константин Косачев был более сдержан. Он согласился с тем, что число комитетов нужно сокращать, но по поводу раздела руководящих постов заявил, что является сторонников пакетного соглашения. Однако уточнил, что это его личная точка зрения. Окончательного решения партии по этому вопросу пока не принято.