Заявление представителя госдепартамента США Ричарда Баучера появилось на лентах информационных агентств в ночь на субботу, спустя несколько часов после того, как с арестом акций НК ЮКОС наступила некоторая ясность. Как уже сообщала «Газета.Ru», в пятницу Генпрокуратура сняла арест с той части бумаг, которая, по мнению следователей, принадлежит иностранным инвесторам. Несмотря на этот шаг, комментарий Вашингтона оказался весьма жестким. «Мы считаем, что российские власти должны рассеять опасения, что дело ЮКОСа политически мотивировано, — передало Reuters слова Баучера. – Они должны гарантировать, что оно судится беспристрастно и в полном соответствии с законом, применяемым неизбирательно».
Из заявления госдепа ясно, что для Запада переломным событием в деле ЮКОСа стал именно арест акций, а не заключение Михаила Ходорковского в «Матросскую Тишину».
По сообщению «Би-би-си», Баучер назвал это событие «шагом, чреватым серьезными последствиями», который заставляет «отечественных и иностранных инвесторов серьезно задуматься о состоянии права собственности в России». Фамилия Ходорковского не упоминается, и это легко объяснить: формально предъявленные ему обвинения с ЮКОСом не связаны, а любое сомнение западных чиновников в правильности работы российской судебной системы было бы вмешательством во внутренние дела нашей страны, и тот же Баучер еще во вторник сказал, что не будет комментировать юридические аспекты дела.
Однако арест акций, по мнению Белого дома, вскрыл истинные причины давления на ЮКОС, проиллюстрировав, что конфликт лежит в другой плоскости и целью атаки является сама компания, а не только ее владельцы.
Сгладить политический эффект от последних шагов Кремля в отношении ЮКОСа оказалось совсем не просто. Если официальные представители США сдержанно просят объяснений, то со стороны других политиков раздаются более серьезные обвинения.
Бывший замминистра обороны США и действующий консультант Пентагона Ричард Перл в интервью Wall Street Journal сказал, что России не место в «большой восьмерке», а по мнению экс-замминистра финансов Стюарта Эйзенштата, которого цитирует «Би-би-си», дело ЮКОСа должно показать, остается ли Россия на пути реформ или «пятится назад в более этатистском, полутоталитарном, автократическом направлении».
Надежда Путина на понимание и поддержку со стороны самого близкого западного партнера Герхарда Шредера также не оправдалась. В субботу представитель канцлера, комментируя ситуацию с ЮКОСом, публично заявил, что для успешной интеграции российской экономики в мировую стране необходима юридическая определенность. Эту позицию сразу же предали гласности все мировые информагентства. А следом Кремль получил укол и от представителей Евросоюза. Пресс-секретарь комиссара ЕС по внешней политике Диего Охэда заявил, что Комиссия ЕС «очень внимательно следит за разворачивающимися событиями» и намерена дальше отслеживать соблюдение законности в отношении владельцев компании и ее самой. Диего Охэда дал понять, что в соблюдении законности у Комиссии ЕС есть сомнения.