Игорь Бунин, генеральный директор фонда «Центр политических технологий»
— Сразу вспоминается история 1994 года, когда Коржаков положил охрану Гусинского лицом в снег. Сценарий точно такой же. Главное — заставить человека отступить. Конфликт миновал точку возврата. Компромисс невозможен. Давление оказывается на главного героя, от него требуют безусловных уступок. Я не знаю, будет ли Ходорковский арестован или с него возьмут подписку о невыезде, но речь идет о том, устоит ЮКОС или нет.
Видимо, причина такого жесткого давления – сделка с Exxon Mobil. Чтобы иностранцы задумались, стоит ли заключать контракт с компанией ЮКОС. Отчасти демонстрация силы связана с эмоциональными, личностными отношениями между прокуратурой и Ходорковским. Прокуратура не имеет возможностей для предъявления обвинений, поскольку до сих пор ничего не нашли.
Поэтому используется сила, хотя бы для того, чтобы показать, что они сильны. Я не исключаю, что впоследствии потребуется кого-то привлечь к ответственности за это. Инвестиции уменьшатся, деловые круги сейчас будут в возмущении.
Но за Ходорковского не жалко и прокурора отдать.
Кто принимал решение о задержании, я не знаю. Может быть, просто предоставлена свобода рук. Все прекрасно знают, какие политические союзники у прокуратуры. Это определенная группа в администрации президента. Идет борьба между прокуратурой и Ходорковским, а также группой в администрации президента и Ходорковским.
Глеб Павловский, глава «Фонда эффективной политики»
— Мне известно, что в руководстве Генпрокуратуры сложилась устойчивая антиконституционная группа. Так что неожиданности в задержании Ходорковского нет. Это новое наступление людей, которые хотят взорвать гражданский мир, прикрываясь авторитетом президента Путина. С моей точки зрения, эти люди не соответствуют занимаемым должностям и злоупотребляют терпением президента.
Я уже называл их имена. Это генеральный прокурор Устинов, который является культовой фигурой среди людей, презирающих демократию. Это его покровители Виктор Иванов и Игорь Сечин (замглавы президентской администрации и глава канцелярии президента. — «Газета.Ru»).
Это определенные люди в руководстве ФСБ. Они постоянно дезинформируют президента и пытаются им манипулировать.
Цель этих людей – захват контроля над политическим центром страны. ЮКОС их не интересует, их интересует Ходорковский. Метод действий против него носит хорошо известный сталинский характер: создание врага из человека, который пользуется популярностью, чтобы запугать максимально широкие общественные круги. Другие представители бизнеса менее политически активны и не представляют для них интереса.
Кроме того, это демонстрация силы для обычных граждан. Эти люди хотят показать, что они могут все. В связи с этим я бы отметил позорное молчание политических партий, самоустранение которых от кризиса фактически создало коридор для продвижения антиконституционных сил. Они продолжают занимать своими выборами, но когда выборы пройдут, может оказаться, что Госдума будет парламентом другой стороны. Хотя люди, которые сейчас испытывают терпение общества, составляют по-прежнему меньшинство в нашем политическом классе и руководстве страны. Более вероятно, что они потерпят поражение. Именно потому, что они находятся в безнадежной ситуации, они будут применять все более экстремальные методы.
Эти люди боятся публичности. Они не могут выразить ни одной мысли вслух, ведь все их мысли носят матерный характер.
Я бы не исключал никаких новых действий с их стороны. Ходорковский был гостем «Российского форума-2003», который сейчас проходит в Нижнем Новгороде. Здесь крайне возмущены происходящим. Мы готовим письмо участников.
Марк Урнов, председатель правления фонда «Центр политических технологий»
— Что происходило в последнее время? Вызов в качестве свидетеля адвоката Дреля, потом вызов в прокуратуру, дезавуированный, но тем не менее вызов, священника, затем появление силовых структур в школе, где учится дочка Ходорковского, теперь вот задержание самого Ходорковского. Если так пойдет дальше, то атмосфера в стране будет настолько отравлена, что о становлении гражданского общества и нормального рынка можно будет забыть. Только-только страна стала избавляться от страхов, только-только начали прорастать зачатки нормального гражданского поведения, как прокуратура продемонстрировала, что ей все это не дорого
Как известно, РСПП изучает обстоятельства задержания Ходорковского. Но пора уже собирать не документы, а большое совещание, в котором должны принять участие весь бизнес и правозащитные структуры. Ситуация требует срочного активного вмешательства бизнеса и начала диалога с президентом.
Кроме того, такие не ограниченные законом акции нарушают ход предвыборной кампании. «Не высовывайтесь, сидите тихо, а решать будем мы», — вот что они дают понять.
Думаю, что это продолжение баталий между разными группами в президентской команде. Совершенно понятно, что в наших условия Генпрокуратура вот так действовать не стала бы, за ней стоит очень мощная сила. Эти люди не светятся, это аппаратная драка, которая вышла за рамки аппарата и оборачивается захватами самолетов. У президента есть принцип оставаться над схваткой, но схватка принимает слишком грандиозные масштабы. Она оборачивается пагубнейшими политическими последствиями, а также губительна для экономики. Этот год мог бы стать поворотным в экономическом развитии страны, однако теперь инвестиции уже сворачиваются. Настало время для верховного вмешательства, но это вмешательство произойдет только в том случае, если консолидируется бизнес и гражданское общество.
Страдает Ходорковский, потому что он вне этих структур. Агрессия идет на структуры, которые не принадлежат ни к так называемой семейной группе, ни к другим группам.
Поэтому Платона Лебедева (один из акционеров НК ЮКОС. – «Газета.Ru») в тюрьме можно держать столько угодно, а Николаю Аксененко (бывший глава МПС. — «Газета.Ru»), против которого выдвинуты похожие обвинения, разрешают поехать за границу подлечиться. Я думаю, что это сугубо демонстративная акция была вызвана тем, что он поехал по регионам и начал встречаться с людьми. Генпрокуратура еще раз дала понять: «Не лезь в общественную жизнь».