Фотограф Франс Лантинг больше двадцати лет сотрудничает с изданиями вроде Life и Stern, однако главный его заказчик – журнал National Geographic. Тут кого попало держать не станут. Уроженец Роттердама и нынешний гражданин США, – мощнейший профи, избороздивший самые экзотические уголки планеты в поисках колоритной натуры.
Любой кугуар и любая кожистая черепаха вам подтвердят, что с этим парнем можно идти в разведку.
Фотографическая выставка «Глаза в глаза», только что открывшаяся в ГМИИ, не оставляет сомнений в мастерстве и мужестве Лантинга, специализирующегося на съемках дикой природы. Если и появляются здесь какие терзания, то мелкие и совершенно неуместные. Хотя, с другой стороны, довольно крупные и своевременные. Зависит от мироощущения.
Во-первых, считать ли это изобразительным искусством? Не в смысле плохим или хорошим, а вообще, категорийно, – в диапазоне от «Моны Лизы» до каллиграфии на заборе, чтобы можно было говорить о попытке творческого пересоздания мира? Уверенности нет, но знающие люди твердят, что так оно и обстоит. Выставка больше пяти лет путешествует по странам Европы и Америки, находя пристанище в художественных музеях. Наш – тоже художественный, значит все правильно, по мировым стандартам. А вот с терзаниями социально-философского свойства разобраться немного сложнее.
В интерпретации Франса Лантинга дикая природа очень уютна, почти комфортабельна. К некоторым кадрам так и хочется приписать:
«Логово хищника! Круглосуточное обслуживание, шведский стол, аттракционы бесплатно».
Впрочем, фотограф предпочитает брать экзотическую фауну вблизи и портретно, так что здесь возникает уже другая ассоциация. Благодаря высококачественной аппаратуре и вследствие установок журнала на зрелищность автор добывает эстетику, сильно смахивающую на гламур. Те же сочные колориты, выверенные композиции, утрированная психология, только вместо Линды Евангелисты – тонкотелый ласковидный лемур, а вместо Антонио Бандераса – перуанский черный кайман. Фотоохоту роднят с топ-модельными съемками и сопутствующие сексуальные приключения. Как пишет в своем альбоме Лантинг, в период брачных танцев у альбатросов «некоторые пытливые юнцы иногда подходили ко мне, церемонно кивая головами, и даже норовили одарить более интимными ласками, например, пощипывая меня за волосы или за уши».
Кадры красноречивее всяких слов. Искушенный мастер попросту очеловечивает мир, который хомо сапиенсу постичь не дано, сколько ни прикрепляй к птичьим крыльям датчики и ни привязывай к собачьим хвостам консервные банки. Эволюция развела нас до такой степени, что люди теперь готовы холить и лелеять самых кровожадных хищников-людоедов, лишь бы не оставаться наедине с себе подобными и творениями собственных рук. Однако любить мы умеем как раз себе подобных, ценим только полезное, восхищаемся лишь тем, что признаем красивым.
Поэтому, чтобы выжить, коровы должны давать молоко, собаки – вставать на задние лапы, хамелеоны – почаще переливаться цветами радуги, альбатросы – откровенно заигрывать с фотографами.
Понравиться людям – их шанс, хотя не все из них об этом догадываются.
Лантинг один из тех, кто искренне лоббирует интересы братьев меньших. Человечество реагирует благосклонно, потому что само направило своих представителей за аргументами в пользу сохранения видов. Действительно, как трогателен намибийский сернобык, бредущий по пустыне вслед за избранницей. Как заботливо воспитывают императорские пингвины неуклюжего пингвиненка. И до чего же элегически грустен взгляд гигантской жабы из южноафриканского болота! Оказывается, ничто человеческое им не чуждо…
Увы, по-другому до нас не доходит. Хотя возникали голоса, предостерегающие не только от уничтожения природы, но и от умиления ею. Помните, как у Заболоцкого: «Жук ел траву, жука клевала птица, хорек пил мозг из птичьей головы, и страхом перекошенные лица ночных существ смотрели из травы». А другой стихотворец, Николай Рубцов, призывал не заглядывать в глаза лошадям, чтобы невзначай не лишиться рассудка. Однако зрителям выставки это не грозит: сохранность душевного здоровья гарантирована профессионализмом автора и ясными позициями National Geographic. Природа окончательно спасется, когда научится говорить: «Cheese!».
В ГМИИ имени Пушкина (Волхонка, 12) до 9 ноября.